Установили связь между бактерией, вызывающей заболевания десен, и раком пищевода

03.03.16 03 марта 2016 0

Исследователи из школы стоматологии при университете Луисвилля установили, что у 61% больных с диагнозом плоскоклеточный рак пищевода присутствуют бактерии Porphyromonas gingivalis, вызывающие заболевания десен. Согласно результатам недавнего исследования, в 12% тканей, прилегающих к опухолевым клеткам, наблюдаются бактерии P. gingivalis, при этом при отсутствии рака пищевода, в его тканях эти бактерии обнаружены не были.

«На основании данных фактов можно заключить, что инфекции, вызванные бактериями P. gingivalis, являются факторами риска развития плоскоклеточной карциномы пищевода, а также они могут выступать в качестве биомаркеров для ранней диагностики онкозаболевания», - утверждает д.м.н., проф. иммунологии ротовой полости и инфекционных заболеваний в школе стоматологии Уофла Хииджи Ванг. «Если эти данные будут подтверждены последующими исследованиями, то в дальнейшем, с помощью уничтожения патогенной микрофлоры в ротовой полости можно будет снизить уровень заболеваемости данным типом рака».

Пищевод представляет собой полую мышечную трубку, по которой пища из глотки поступает в желудок. Он состоит из двух основных видов клеток, поэтому разделяют два типа рака пищевода: аденокарцинома и плоскоклеточный рак пищевода. Последняя разновидность рака наиболее распространена в развивающихся странах.

В рамках исследования ученые из нескольких ВУЗов изучили образцы тканей 100 больных с плоскоклеточным раком пищевода и 30 здоровых пациентов (контрольная группа). В состав исследовательской группы вошли: д-р Ванг из колледжа клинической медицины при Хенангском университете Науки и Технологий (Китай), д-р Ричард Дж. Ламонт, д-р Джан Потемпа, д-р Дэвид А. Скотт из школы стоматологии Уофла.

Ученые оценили количество лизин-гингипаиновой протеазы (фермента, вырабатываемого бактерией P.gingivalis) в тканях пациентов, а также наличие ДНК этих бактерий в тканях пищевода. Было обнаружено, что в опухолевых тканях уровень лизин-гингипаиновой протеазы и число ДНК бактерии P.gingivalis значительно выше, чем в соседних тканях организма и в тканях пищевода пациентов контрольной группы. Также было выявлено, что наличие бактерии P. gingivalis свидетельствует о наличии других факторов: метастазировании, дифференциации клеток в злокачественные раковые клетки, общей выживаемостью пациентов.

По мнению д-ра Ванга существует два вероятных объяснения закономерности: либо клетки карциномы пищевода являются предпочтительным местом обитания бактерий P. Gingivalis, либо заражение бактериями P. gingivalis способствует развитию рака пищевода.

Если верным окажется первое предположение, то по мнению д-ра Ванга, с помощью обычных антибиотиков или разработанных агентов, на основе генетического таргетирования бактерии, можно будет уничтожать патоген и одновременно раковые клетки, в которых находится эта бактерия.

«Если будет доказано, что бактерия P. gingivalis вызывает плоскоклеточный рак пищевода, у нас появится несколько возможностей для борьбы с болезнью. Во-первых, можно будет смело предположить, что эффективная гигиена полости рта значительно снизит риск развития рака пищевода. Также можно будет разработать скрининг-тест зубного налета на наличие данной бактерии, в качестве метода ранней диагностики. И в-третьих, применение антибиотиков и других антибактериальных препаратов вероятно будет тормозить прогрессирование плоскоклеточного рака пищевода», - как утверждает д-р Ванг.

Согласно данным центра по контролю заболеваний США, ежегодно примерно у 15 тысяч американцев диагностируют рак пищевода. Как и в случае с другими типами рака, факторами риска могут выступать: химическое воздействие, питание, генетическая предрасположенность и возраста. Следует отметить, что на ранней стадии сложно диагностировать плоскоклеточный рак пищевода, при этом данный тип карциномы характеризуется быстрым развитием и высоким уровнем смертности.