Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Сверхкомплектный моляр: обзор редкого случая

08.08.14 08 августа 2014 1

Сверхкомплектные зубы или гипердонтия - это стоматологическая аномалия, которая определяется как присутствие зуба или любой ткани зуба сверх набора 20 молочных и 32 постоянных зубов. Сверхкомплектные зубы могут возникать единично, группами, односторонне, двусторонне, они могут прорезываться или быть импактными на одной или обеих челюстях, как в молочном, так и в постоянном прикусе. Частота встречаемости в молочном прикусе варьирует от 0,1% до 3,8% и от 0,3% до 0,6%. В постоянном прикусе аномалия чаще встречается у мужчин, чем у женщин в соотношении 2:1. Однако данная диспропорция по полу не наблюдается в молочном прикусе. Также есть данные, что азиатская популяция более подвержена аномалии. Единичные сверхкомплектные зубы встречаются в 76-86% случаев, двойные в 12-23% и множественные - менее 1%. Множественная гиперодонтия редко встречается у людей без каких либо других сопутствующих заболеваний и синдромов. Обычно такая аномалия является частью системных расстройств, таких как расщелина губы и неба, клейдокраниальный синдром, синдром Гарднера, синдром Фабри-Андерсона, хондроэктодермальная дисплазия, синдром Эйлера-Данлоса и трихо-рино-фалангеальный синдром.

Сверхкомплектный моляр: обзор редкого случая

Сверхкомплектные зубы могут быть найдены практически в любой зоне зубной дуги. Локализация на верхней челюсти встречается гораздо чаще, чем на нижней, особенно в передней области (80%). Несколько реже сверхкомплектные зубы могут располагаться в дистомолярной зоне, нижних и верхних премоляров, в зоне верхних клыков и нижних резцов.

Коронки аномальных зубов имеют обычный вид или же атипичную форму, также корни сформированы полностью или частично.

Позиция в зубной дуге варьирует: мезиоденс, парамолярно, дистомолярно и парапремолярно. Мезиоденс - наиболее типичная локализация между центральными резцами на верхней челюсти, парамолярное положение - это добавочный моляр обычно рудиментарный, малых размеров и расположен с щечной или небной стороны по отношению к одному из моляров на верхней челюсти. Наиболее часто встречается в межзубном промежутке второго и третьего моляров с щечной стороны; дистомолярное положение- это четвертый постоянный моляр; парапремолярная локализация в основном встречается в межзубном промежутке с щечной стороны между первым и вторым премолярами на верхней челюсти. Вариации морфологической формы заключаются в различном коническом типе, количестве бугорков, одонтом. Сверхкомплектные зубы могут быть маленькие, конические с нормальным корнем; зубы с множественными бугорками, как правило, короткие, с бочковидной коронкой и инвагинированным рудиментарным корнем. Еще один вариант сверхкомплектного зуба - дополнительный- напоминает один из существующих и располагается за ним. Большинство сверхкомплектных зубов в молочном прикусе относятся к типу дополнительных зубов.

Одонтомами называются любые опухоли, развивающиеся из тканей зуба. Многие авторы склоняются к мнению, что одонтомы представляют собой гамартому или мальформацию, нежели неоплазм. Сложные одонтомы и составные являются двумя различными описанными типами. Сложные одонтомы характеризуются диффузной тканью дентина, которая полностью дезорганизована, в то время как составная - это мальформация, имеющая поверхностное анотомическое сходство с нормальным зубом.

Согласно форме сверхкомплектные зубы классифицируются на дополнительные (эуморфные) и рудиментарные (дисморфные). Если сверхкомплектные зубы имеют нормальную морфологию, их относят к "дополнительным", если же морфология аномальна - зубы относят к рудиментарным. Позиция сверхкомплектных зубов может быть между центральными резцами, перекрывающая, а ориентация описывается как вертикальная, инвертированая или трансверзальная.

Данная статья представляет клинический случай присутствия дополнительного моляра у соматически здорового пациента. Также представлен обзор литературы, касающейся частоты встречаемости, классификации, этиологии, осложнений, диагностики и стратегий лечения данной патологии.

Описание клинического случая

На кафедру консервативной стоматологии и эндодонтии обратился 22-летний мужчина с жалобами на болезненность в заднем сегменте верхней челюсти слева. Наследственный анамнез и история заболевания без особенностей, никаких признаков системных заболеваний и синдромов не выявлено.

Внутриротовой осмотр выявил Класс I смыкания и отсутствие патологии расположения зубов. В дополнение к полному набору постоянных зубов обнаружен один сверхкомплектный зуб, расположенный с небной стороны между верхним первым и вторым моляром слева (Фото 1).

Фото 1: Внутриротовая фотография, показывающая парамолярное расположение сверхкомплектного зуба между верхнем первым и вторым моляром слева.

Сверхкомплектный зуб определен как парамоляр. Коронка парамоляра имела два бугорка и весьма сильно напоминала строение постоянного премоляра. Зуб повернут по оси, с расположением щечной поверхности дистально и мезиальной поверхности щечно. На мезиальной стороне парамоляра обнаружено кариозное поражение (Фото 2). Осмотр мягких тканей выявил воспаление пародонта между первым и вторым молярами и парамоляром. Сделаны рентгеновские снимки: панорамный, прицельный и окклюзионный. Чтение панорамного снимка было затруднено из-за небного расположения зуба. На прицельном и окклюзионных снимках обнаружено, что сверхкомплектный зуб поражен кариесом и имеет один корень (Фото 3 и 4).

Фото 3: Прицельный рентгеновский снимок, показывающий парамоляр с полностью сформованным зубом (указан стрелкой).

Фото 4: Окклюзионная рентгенограмма верхней челюсти, показывающая сверхкомплектный зуб (стрелка).

Пациент был проинформирован о существующей ситуации. Рекомендовано удаление парамоляра в виду его неудобного расположения для гигиены, возможной задержки пищи, рецидива кариеса и повреждения тканей пародонта. Пациент направлен на кафедру челюстно-лицевой хирургии для удаления парамоляра.

Удаленный зуб очищен, дезинфицирован и проанализирован. Морфология зуба нормальная. Длина корня соответствует размерам коронки. Апекс корня полностью развит. Рентгенологическое исследование выявило I тип конфигурации канала (Vertucci). Фактические размеры зуба: мезиодистальная и щечно-небная ширина коронки 6 и 10 мм соответственно, длина коронки 6,5 мм, длина корня 12 мм. Морфометричечкие измерения показали высокую схожесть сверхкомплектного зуба с премоляром (Фото 2).

Фото 2: Фотографии удаленного зуба: (a) окклюзионный вид, (b) мезиальный, (с) дистальный, (d) щечный, (e) небный.

Обсуждение

Появление парамоляров - достаточно редкое явление. Этиология данной аномалии является до конца не выясненной. Было предложено несколько теорий: филогенетическая, дихотомическая, теория гиперактивности зубной пластинки и комбинация генетических факторов и условий окружающей среды.

Филогенетическая теория относится к процессу атавизма (эволюционный возврат). Атавизм является возвратом к более ранней морфологии или типу. В прошлых веках третий моляр практически всегда присутствовал в постоянном прикусе, он был сравним по размерам со вторым моляром. Более того, довольно часто встречался и четвертый моляр. Однако в результате эволюции филогенеза размер зубных дуг постепенно уменьшался, что привело к сокращению как численности, так и размеров зубов человека. Это был один из этапов преимущественного развития мозгового черепа над лицевым. Таким образом, появление дополнительных парамоляров может считаться примером атавизма, генетической памяти о четвертом моляре в предыдущих поколениях. Стоит сказать, что данная теория была отвергнута многими авторами.

Дихотомическая теория объясняет появление сверхкомплектных зубов расщеплением зубного зачатка. Зачаток расщепляется на две равные или неравные части, из которых в дальнейшем развиваются морфологически нормальные самостоятельные зубы.

Теория гиперактивности зубной пластинки является наиболее принимаемой теорией. Она объясняет появление парамоляров результатом локальной, независимой, обусловленной особой стимуляцией повышенной активностью зубной пластинки. Согласно теории, лингвальное расширение зачатка дополнительного зуба приводит к развитию морфологически неизменного зуба, а рудиментарные формы возникают из-за пролиферации эпителиальных остатков пластинки, которая индуцируется давлением постоянных зубов. Другие склонны полагать, что гиперодонтия связана с мультифакториальными причинами, в своей основе все же имеющими гиперактивность зубной пластинки. Остатки зубной пластинки могут оставаться в челюстях в виде эпителиальных жемчужин или островков. При воздействии индуцирующих факторов из дополнительных зачатков могут развиваться сверхкомплектные зубы или одонтомы. Наиболее подтвержденной гипотезой является то, что развитие сверхкомплектных зубов связано с комплексом генетических причин и факторов окружающей среды. Это подтверждается наличием похожих аномалий у близких родственников. Однако, несмотря на данные литературы, у родственников описанного пациента схожей патологии не обнаружено.

Тщательный анализ литературы обнаружил весьма мало сведений о появлении парамоляров. Парамоляры несколько реже встречаются на верхней челюсти, весьма редко двусторонне и практически никогда во временном прикусе. Обычно они рудиментарные, локализуются щечно между вторым и третьим молярами, хотя в некоторых случаях могут располагаться между первым и вторым молярами. Слияние парамоляров с нормальными зубами также невероятно редко. В литературе описан единственный случай эндодонтического лечения слившегося второго левого моляра на нижней челюсти и парамоляра с расщепленной коронкой.

При диагностировании также необходимо дифференцировать другие структуры, которые могут появляться в области моляров, например дополнительный бугорок или слившийся сверхкомплектный зуб. Bolk в 1916 впервые описал дополнительный бугорок на щечной поверхности верхних и нижних постоянных моляров, которые он назвал парамолярным бугорком. Dahlberg в 1945 предложил термин парамолярный бугорок для обозначения любого аномального бугорка, сверхкомплектного включения или возвышения на щечной поверхности как верхних, так и нижних премоляров и моляров. Он представил палеонтологическую номенклатуру, в которой отнес данные структуры к «протостилиду», если они находятся на нижней челюсти и к «парастилиду», если на верхней. Повсеместно принятым сегодня является то, такие образования берут начало из пришеечной области зуба и вариабельны по внешнему виду. Часто эти структуры появляются на щечной поверхности мезиобуккального бугорка и достаточно редко на дистобуккальном бугорке. Считается, что парамолярные бугорки могут брать начало из остатков собственного эпителия или же являться генетическим остатком от млекопитающих и низших приматов.

Сверхкомплектные зубы могут прорезываться нормально, оставаться импактными, появляться повернутыми по оси или с другими аномалиями. Сверхкомплектные зубы с нормальным положением в кости обычно прорезываются. Однако только 13-34% сверхомплектных зубов из постоянного прикуса прорезываются нормально, по сравнению с 73% в молочном прикусе. Остальные могут оставаться ретенированными и вызывать осложнения.

Развитие осложнений может вызывать задержку прорезывания ассоциированных постоянных зубов, ретенцию, эктопическое прорезывание, диспозицию, ротацию рядом стоящих зубов, скученность из-за недостаточного места для прорезывания, малокклюзию из-за уменьшения места в зубной дуге при прорезывании парамоляров, тремы в области моляров, травмирующий прикус и изъязвление слизистой щеки при буккальном расположении парамоляров, трудности при ортодонтическом лечении, патологическое развитие корня ассоциированных постоянных зубов, формирование фолликулярных кист из фолликулярного мешка сверхкомплектного зуба, невралгию тройничного нерва из-за компрессии, некроз пульпы и резорбцию корней из-за излишнего давления парамоляра, кариес по причине скопления зубного налета, воспаление десны и локализованный пародонтит. Как видно из описанного случая, из-за ретенции зубного налета произошло кариозное поражение парамоляра и воспаление окружающего пародонта.

Большинство сверхкомплектных зубов импактные и обычно обнаруживаются случайно при рентгенологическом исследовании. Однако если пациент обращается с осложнениями, которые часто связаны с наличием сверхкомплектного зуба, стоматолог должен учитывать данную аномалию в дифференциальном диагнозе и настоять на соответствующем рентгенологическом исследовании.

Наиболее ценным рентгенографическим исследованием является ОПГ с дополнительными прицельными снимками и снимками верхней и нижней челюсти в окклюзионной плоскости. Для четкой локализации непрорезавшегося зуба используют технику вертикального или горизонтального параллакса. Параллакс - это изменение обзора объекта на определенном фоне, основанное на перемещении обозревателя. Данная техника может быть осуществлена путем изготовления снимков одной зоны, но с разных углов двумя разными аппаратами. При использовании этого метода, как правило, точкой отсчета является корень примыкающего зуба. Вдобавок возможно использование конусно-лучевого КТ. Эта технология дает трехмерное изображение структур указанной зоны и является невероятно информативной при описываемой аномалии.

Клиническое ведение пациентов с парамолярами зависит от позиции зуба и его влияния на окружающие ткани и важные анатомические структуры. Лечение предлагает две опции: удаление или наблюдение. Наблюдение не включает в себя никаких манипуляций кроме клинического и рентгенологического мониторинга пациента. Такой способ является преимущественным, если наличие парамоляра бессимптомно и не вызывает никаких неудобств. Если же возникают какие-либо осложнения, желательным является удаление зуба. В описанном случае мы прибегли к экстракции зуба с целью поддержания должного уровня гигиены, предотвращения кариозного процесса и для сохранения окружающего пародонта.

Заключение

Стоматологу необходимо знать о различных типах сверхкомплектных зубов для правильной диагностики и своевременного обнаружения данной аномалии. Каждый такой случай нуждается в тщательном диагностировании и последующем подходящем лечении, которое вызывает минимальные осложнения.

Авторы: Gurudutt Nayak, Shashit Shetty, Inderpreet Singh, Deepti Pitalia
Кафедра консервативной стоматологии и эндодонтии, Kanti Devi Dental College and Hospital, Mathura, Uttar Pradesh, India

Статьи от брендов

1 комментарий

Хочу вам рассказать о парамаляре (5 зубе мудрости), который вырос у меня после 4-го снизу со стороны сердца после 40 лет, примерно он через 8 после удаления 4-го зуба мудрости. Этот зуб ос долго очень, сначала не мешал, был по форме чисто корректным мощным и когда подрос стал жутко мешать. Удалялся трудно, хоть хирург был очень опытным. У зуба было пять корней. Не было кариеса или других отличий. Был большим и по корням. По генетике могу сказать, что "у меня есть" гены европейцев палеолита, переданные через предков эстонцев. Также достаточно широкие и глубокие челюсти, выражаясь ненаучным языком. Имеются и другие особенности организма: очень мелкие капилляры. Также отличаюсь абсолютной невосприимчивостью гипнозом. Оба факта мне открыли в мединституте в Риге, в разное время. По отцовской линии R1A1, по соматике с N1C1. По матери - донские казаки, по деду - тамбовские русские из дворян из Владимирской губернии, бабушка - эстонка.

Другие зубы мудрости прорезались с 14 до 32 лет (14, 22, 28, 32 года). Все были совершенно правильные, крупные и мешали, так что пришлось удалять. Зубы по наследству от отца чувствительны к кариесу и к 65 сильно источились, очень глубокий прикус сейчас нижние спереди выступают довольно сильно, мм 3. Родился вовремя и в норме. Развитие в детстве шло без сучка и задоринки. Молочные ушли в 7,5 лет полностью, были довольно широкие спереди.

Как прокомментируете? Есть ли новая информация по генетическим причинам такого отклонения и как оно часто?

Ответить 27 февраля 2019, 21:30 27.02.19, 21:30