Давайте припомним, с чего началась паника. С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в ст.16 Закона «О защите прав потребителя». И начался шквал звонков с требованием/просьбой/мольбой дать новый договор.
Но нужен ли он?
Изменения в законе никаким образом не поменяли правовых норм, которые регулируют требования к договору на оказание медицинских услуг. Более того, все эти требования действовали и ранее и актуальны на сегодняшний день.
Что же тогда вызвало панику? По сути, в данной статье теперь закреплено право пациента на компенсацию убытков, которые вызвали недопустимые условия договора.
Причина столь пристального внимания - в большом количестве нарушений прав пациента при составлении договоров. А выяснилось это в ходе многочисленных судебных дел по медицине.
Теперь они недопустимы в новой редакции статьи 16 ЗоЗПП.
Давайте разберемся, что же это за требования:
- право на одностороннее, немотивированное расторжение договора со стороны медицинской клиники, содержащееся в договоре. Не забываем, что это полностью соответствует принципу публичности договора, закрепленному в ст.426 гражданского кодекса.
- ограничение права пациента на свободное расторжение договора с медицинской клиникой.
- внесение в договор условий, которые ограничивают ответственность клиники за ненадлежащее исполнение обязательств.
- условия в договоре, при которых клиника может оказывать дополнительные платные медицинские услуги без письменного согласования пациента.
- условия в договоре об обязательном досудебном порядке (претензионном) порядке.
- условия о территориальной подсудности споров с пациентами по месту нахождения медицинской клиники и иные нарушения.
Что из этих требований является «новым» в действующем законодательстве?
Таких требований в данной статье не содержится.
Выводы:
- Введение изменений в закон с 01.09.2022 года не делает автоматически договоры «нелегитимными».
- Все требования закона действовали и ранее и содержались в разных законодательных актах.
- Не требуется менять или изменять договор, если он был составлен с учетом всех действующих норм.
- Необходимо проверить разделы «права и обязанности сторон» и «расторжение договора и порядок рассмотрения споров» на предмет соответствия действующего законодательства, с учетом требований указанных в ст.16 ЗоЗПП.
Авторы:
Черкашенин Вадим Александрович
Адвокат медицинских клиник в судах по спорам с пациентами. Кандидат юридических наук. Автор лекций и участник конференций по медицинскому праву.
Давайте припомним, с чего началась паника. С 1 сентября 2022 года вступили в силу изменения в ст.16 Закона «О защите прав потребителя». И начался шквал звонков с требованием/просьбой/мольбой дать новый договор.
Но нужен ли он?
Изменения в законе никаким образом не поменяли правовых норм, которые регулируют требования к договору на оказание медицинских услуг. Более того, все эти требования действовали и ранее и актуальны на сегодняшний день.
Что же тогда вызвало панику? По сути, в данной статье теперь закреплено право пациента на компенсацию убытков, которые вызвали недопустимые условия договора.
Причина столь пристального внимания - в большом количестве нарушений прав пациента при составлении договоров. А выяснилось это в ходе многочисленных судебных дел по медицине.
Теперь они недопустимы в новой редакции статьи 16 ЗоЗПП.
Давайте разберемся, что же это за требования:
- право на одностороннее, немотивированное расторжение договора со стороны медицинской клиники, содержащееся в договоре. Не забываем, что это полностью соответствует принципу публичности договора, закрепленному в ст.426 гражданского кодекса.
- ограничение права пациента на свободное расторжение договора с медицинской клиникой.
- внесение в договор условий, которые ограничивают ответственность клиники за ненадлежащее исполнение обязательств.
- условия в договоре, при которых клиника может оказывать дополнительные платные медицинские услуги без письменного согласования пациента.
- условия в договоре об обязательном досудебном порядке (претензионном) порядке.
- условия о территориальной подсудности споров с пациентами по месту нахождения медицинской клиники и иные нарушения.
Что из этих требований является «новым» в действующем законодательстве?
Таких требований в данной статье не содержится.
Выводы:
- Введение изменений в закон с 01.09.2022 года не делает автоматически договоры «нелегитимными».
- Все требования закона действовали и ранее и содержались в разных законодательных актах.
- Не требуется менять или изменять договор, если он был составлен с учетом всех действующих норм.
- Необходимо проверить разделы «права и обязанности сторон» и «расторжение договора и порядок рассмотрения споров» на предмет соответствия действующего законодательства, с учетом требований указанных в ст.16 ЗоЗПП.
0 комментариев