Проектирование и моделирование естественной и эстетической улыбки пациентов является одной из наиболее многообещающих манипуляций в стоматологии. Анализ таковой начинается с оценки внешнего ее вида, грубо говоря, анатомии и параметра соотношения с внешним профилем лица. Такой подход помогает проанализировать улыбку в структуре общей гармонии лица пациента, учитывая параметры формы и контура зубов, а также макроэстетики. Более детализированный анализ включает оценку параметров микроэстетики, критериев, связанных с цветопередачей, текстурой, полупрозрачностью и поверхностными эффектами, которые и формируют привычный естественный вид зубов. Некоторые авторы в анализ улыбки также включают аспект десневой эстетики.
В данной статье основное внимание будет уделено анализу позиции режущего края верхних зубов как части глобальной концепции эстетики улыбки, а также значению фотографии как диагностического инструмента и временных реставраций для достижения наиболее приемлемых результатов эстетической реабилитации.Высококачественные цифровые фотографии могут быть эффективно использованы при оценке не только позиции режущего края, но и его отношения к срединной линии, десневому контуру, щечному коридору и другим эстетическим и функциональным составляющим. Комбинированное использование высококачественных фотографий, диагностической восковой репродукции и провизорных конструкций помогает четко реставрировать режущую поверхность зубов, исходя из имеющейся начальной позиции. После регистрации таковой на фотографии ее коррекцию проводят на восковой репродукции, после чего переносят новые параметры улыбки в полость рта пациента посредством временных коронок. Коррекция последних является довольно простой задачей и проводиться на основе пожеланий самого пациента и врача-стоматолога. После данной манипуляции модели временных протезов передаются в лабораторию, где на их основе изготавливаются окончательные реставрации. В конце лечения обязательно проводят повторное фотографирование, чтобы можно было объективно сопоставить вид улыбки до начала лечения и по завершению такового. Для адекватной оценки позиции режущего края нужно получить шесть базовых фотографий: такой набор не является универсальным, но позволяет обеспечить необходимое количество данных для проведения эстетического анализа. Данный фотонабор включает в себя фото улыбки в анфас, макрофотографию улыбки, фото в состояние покоя, фото при произношении звука "Э", фото сверху вниз, и фото общего профиля улыбки.
Фото улыбки в анфас
Фото улыбки в анфас необходимо для определения надлежащей позиции срединной линии и оценки возможных лицевых асимметрических отклонений, которые могут повлиять на общий вид улыбки. Определение срединной линии по фотографии крупным планом является затруднительным, поскольку срединная линия улыбки может отклоняться от срединной линии лица. Таким образом, фото улыбки в анфас является оптимальным для определения правильной позиции срединной линии. Срединная линия лица может использоваться в качестве основного базового ориентира для моделировки эстетических параметров улыбки, поскольку правильное позиционирование относительно данной вертикали определяет успешность результата комплексной реабилитации пациента. Даже с учетом полной анатомии лица в отдельных случаях базовые ориентиры могут отклонятся от стандартной срединной линии (например, в области носа или подбородка), что соответственно снижает эффективность их использования для дальнейшего построения эстетической модели. Один из подходов, который позволяет правильно построить срединную линию, предполагает проведение ее через точку назион (центральной точки между глазами и ниже уровня бровей) и центре верхней губы (через середину губного желобка) (фото 1).
Фото 1. Фото лица пациента: синяя линия – вертикаль между точками назион и центром желобка верхней губы; верхняя красная линия – межзрачковая, нижняя красная – линия режущего края верхних резцов.
Miller и коллеги проанализировали 500 вариантов зубных рядов и обнаружили, что при реконструкции полностью беззубых челюстей срединная линия, проведенная через подносовой желобок, является наиболее надежным ориентиром для позиционирования штучных зубов на верхней челюсти. Срединная линия верхней челюсти должна быть параллельна срединной линии лица и перпендикулярна к плоскости режущего края и межзрачковой линии. Проведенные ранее исследования указывают на то, что отклонение срединной линии верхней челюсти менее чем на 4 мм не провоцирует никаких эстетических нарушений. Тем не менее, отклонение данной линии хоть на несколько градусов не может остаться незаметным. Применение лицевой дуги, а также адекватное позиционировае моделей челюстей помогают избежать погрешностей постановки передних зубов, так чтобы срединная линия верхней челюсти проходила строго через сосочек между центральными резцами.
Макрофотография улыбки
Макрофотография, или фотография крупным планом помогает оценить не только линию улыбки, но и ее соотношение с линией губ, щечным коридором, параметрами подвижности губ во время акта улыбки, и, конечно, с режущим краем верхних зубов. Важно понимать разницу между линией улыбки и линией губ. Линия улыбки является воображаемой линией, которая идет вдоль резцового края передних зубов верхней челюсти, и должна продолжаться по изгибу верхнего края нижней губы во время акта улыбки (фото 2).
Фото 2. Макрофотография: синяя линия – приблизительная линия улыбки по контуру верхних зубов (повторяет изгиб нижней губы).
Некоторые трудности начинаются при асимметрии позиции краев нижней губы с разных сторон. При нормальной анатомии боковые резцы визуально должны быть меньше центральных на 1-1,5мм. Клыки должны быть немного более длинными, чем соседние к ним латеральные резцы, и чуть-чуть короче по сравнению с центральными. При таких параметрах вид эстетической кривизны не будет компрометирован. Обратная позиция линии улыбки наблюдается, когда резцовые края клыков длиннее резцовых краев центральных зубов. Обратная линия улыбки также характерна для более пожилых людей, и несколько «старит» внешний профиль лица. Режущий край центральных резцов должен находиться в контакте или же быть наклоненным слегка вовнутрь относительно красной каймы губы, что будет обсуждено более детально ниже по тексту. Линия губ относится к положению нижней границы верхней губы и, таким образом, определяет визуализацию зуба или десны в области верхнего сегмента улыбки. В молодом возрасте из-за линии верхней губы должно визуализироваться от 70% до 100% структуры верхних центральных зубов. Высокая линия улыбка провоцирует визуализацию всей вестибулярной поверхности передних зубов и значительной площади примыкающих мягких тканей десны. Форма и размер губ определяют границы эстетической зоны, образуя некую рамку для визуализации зубов и десен, следовательно, стоматологу нужно обеспечить, чтобы внутри данной рамки находилась правильная и приемлемая картинка.
Фото в состоянии покоя и при произношении звука «Э»
Фото в состоянии покоя и при произношении звука «Э» позволяет определить необходимую длину верхнечелюстных резцов. Фото в состоянии покоя демонстрирует степень визуализации режущего края при спокойном состоянии губ и расслабленном положении человека. В старшем возрасте из-за истирания твердых тканей режущие края зубов в состояние покоя могут вообще не визуализироваться. Однако в относительно молодых людей в аналогичных условиях видно от 2 до 4 мм режущего края (фото 3).
Фото 3. Фото в состоянии покоя: в молодом возрасте из-за губы визуализируется 2-4 мм режущего края резцов, с возрастом длина визуализации уменьшается.
Получение данного фото является несколько затруднительным. Нужно попросить пациента облизать губы, затем глотнуть, а потом указать, чтобы он/она не ворошили губами, сохраняя состояние покоя. Фото при произношении звука "Э" используется для того, чтобы определить приблизительно необходимую длину режущего края, а также оценить потенциальную гиперподвижность верхней губы. При данном приеме определяют расстояние от линии верхней губы до линии нижней губы для того, чтобы спроектировать будущую позицию режущего края. В качестве ориентира можно использовать тот факт, что центральные резцы должны занимать от 50% до 70% пространства между линиями верхних и нижних губ (фото 4).
Фото 4. Фото при произношении звука «Э»: режущий край находится на 50-70% расстояния между линиями верхней и нижней губы.
Фото делают в тот момент, когда пациент произносит "Э", при этом намеренно увеличивая размер улыбки. Зубные ряды должны быть разобщены и не контактировать друг с другом при получении данного фото. Некоторые пациенты считают данную фотографию наиболее сложной, поскольку при таковой им приходится полностью обнажить передние зубы верхней челюсти, внешним видом которых они довольно часто смущены. Поэтому перед тем, как проводить данный тип съемки, врач должен четко и понятно объяснить пациенту все, что от него требуется. Перед получением окончательного варианта снимка иногда приходится сделать несколько пробных кадров. Фото при произношении звука "Э" помогает врачу правильно восстановить не только параметры визуализации зубов, но и десневого профиля. Также данное фото помогает оценить потенциальную гиперподвижность верхней губы, что, в свою очередь, позволяет спозиционировать реставрации передних зубов наиболее адекватно. В норме диапазон движений верхней челюсти не должен превышать 8-10 мм.
Фото сверху вниз
Фото сверху вниз помогает оценить позицию режущего края по отношению к нижней губе в горизонтальной плоскости. Подобные фото получают под углом в 45 ° к окклюзионной плоскости. На данной фотографии, как правило, присутствует кончик носа, но, если он блокирует визуализацию центральных резцов, нужно несколько сменить угол съемки. Цель данной фотографии состоит в анализе положения режущего края по отношению к нижней губе с точки зрения функции и эстетики. Его граница должна контактировать и быть немного выдвинутой вперед по отношению к красной кайме (линии между сухой и влажной частью) нижней губы (фото 5). Если режущий край направлен слишком щечно, он будет контактировать лишь с сухой частью губы, что может спровоцировать возникновение не только функциональных, но и фонетических проблем.
Фото 5. Фото сверху вниз: режущий край верхних резцов должен контактировать с границей красной каймы нижней губы.
Фото профиля улыбки
Фото профиля улыбки используется для того, чтобы оценить позицию режущего края в горизонтальной плоскости. Данное фото проводится со стороны пациента без какого-либо наклона вверх или вниз, тем самым обеспечивая адекватную регистрацию позиции режущего края и его контакта с нижней губой. Если режущий край верхних зубов не соприкасается с внутренней стороной красной каймы губ, то он должен хотя бы доходить к линии ее границы (фото 6).
Фото 6. Фото профиля улыбки: режущий край верхних резцов должен контактировать с границей красной каймы нижней губы.
Слишком лингвальная позиция режущего края может спровоцировать потенциальную дистализацию нижней челюсти, чрезмерное стирание нижних резцов и лингвальной области верхних. Часто врачи допускают ошибку, оставляя режущий край провизорных конструкций слишком вестибулярно относительно границы красной каймы. Коррекция наклона режущего края и помещение его «за нижнюю губу» может значительно улучшить эстетический профиль пациента, обеспечивая его более естественный вид, не провоцируя при этом, конечно же, функциональных параметров. Параметры фонетики также играют значительную роль в правильном позиционировании режущего края. При произношении звука «Ф» режущий край резцов не должен слишком сильно углубляется в ткани нижней губы, а наличие подобного симптома может свидетельствовать о чрезмерной длине реставрации. Фонетический тест нужно проводить как можно более естественно, не принуждая пациента к излишним фонетическим пробам.
Выводы
Использование качественных цифровых фотографий, диагностической восковой репродукции и провизорных коронок помогает зарегистрировать наиболее подходящую позицию режущего края передних зубов верхней челюсти. Фотографии до лечения являются данными для эстетического анализа улыбки, базовый набор которых состоит из вышеупомянутых шести снимков. Данные фото также можно использовать при изготовлении восковой репродукции и для правильного трехмерного позиционирования реставрации, что впоследствии можно проводить на временных конструкциях. Последние вообще являются оптимальным инструментом для проведения окончательной коррекции позиции режущего края, исходя из персональных пожеланий пациента и клинической оценки врача-стоматолога. Следуя инструкциям, приведенным в этой статье, стоматолог сможет с уверенностью восстановить адекватную позицию режущего края, скорректировав ее в необходимом направлении относительно всех эстетических критериев.
Автор: V. Landon Blatter, DMD
Проектирование и моделирование естественной и эстетической улыбки пациентов является одной из наиболее многообещающих манипуляций в стоматологии. Анализ таковой начинается с оценки внешнего ее вида, грубо говоря, анатомии и параметра соотношения с внешним профилем лица. Такой подход помогает проанализировать улыбку в структуре общей гармонии лица пациента, учитывая параметры формы и контура зубов, а также макроэстетики. Более детализированный анализ включает оценку параметров микроэстетики, критериев, связанных с цветопередачей, текстурой, полупрозрачностью и поверхностными эффектами, которые и формируют привычный естественный вид зубов. Некоторые авторы в анализ улыбки также включают аспект десневой эстетики.
В данной статье основное внимание будет уделено анализу позиции режущего края верхних зубов как части глобальной концепции эстетики улыбки, а также значению фотографии как диагностического инструмента и временных реставраций для достижения наиболее приемлемых результатов эстетической реабилитации.Высококачественные цифровые фотографии могут быть эффективно использованы при оценке не только позиции режущего края, но и его отношения к срединной линии, десневому контуру, щечному коридору и другим эстетическим и функциональным составляющим. Комбинированное использование высококачественных фотографий, диагностической восковой репродукции и провизорных конструкций помогает четко реставрировать режущую поверхность зубов, исходя из имеющейся начальной позиции. После регистрации таковой на фотографии ее коррекцию проводят на восковой репродукции, после чего переносят новые параметры улыбки в полость рта пациента посредством временных коронок. Коррекция последних является довольно простой задачей и проводиться на основе пожеланий самого пациента и врача-стоматолога. После данной манипуляции модели временных протезов передаются в лабораторию, где на их основе изготавливаются окончательные реставрации. В конце лечения обязательно проводят повторное фотографирование, чтобы можно было объективно сопоставить вид улыбки до начала лечения и по завершению такового. Для адекватной оценки позиции режущего края нужно получить шесть базовых фотографий: такой набор не является универсальным, но позволяет обеспечить необходимое количество данных для проведения эстетического анализа. Данный фотонабор включает в себя фото улыбки в анфас, макрофотографию улыбки, фото в состояние покоя, фото при произношении звука "Э", фото сверху вниз, и фото общего профиля улыбки.
Фото улыбки в анфас
Фото улыбки в анфас необходимо для определения надлежащей позиции срединной линии и оценки возможных лицевых асимметрических отклонений, которые могут повлиять на общий вид улыбки. Определение срединной линии по фотографии крупным планом является затруднительным, поскольку срединная линия улыбки может отклоняться от срединной линии лица. Таким образом, фото улыбки в анфас является оптимальным для определения правильной позиции срединной линии. Срединная линия лица может использоваться в качестве основного базового ориентира для моделировки эстетических параметров улыбки, поскольку правильное позиционирование относительно данной вертикали определяет успешность результата комплексной реабилитации пациента. Даже с учетом полной анатомии лица в отдельных случаях базовые ориентиры могут отклонятся от стандартной срединной линии (например, в области носа или подбородка), что соответственно снижает эффективность их использования для дальнейшего построения эстетической модели. Один из подходов, который позволяет правильно построить срединную линию, предполагает проведение ее через точку назион (центральной точки между глазами и ниже уровня бровей) и центре верхней губы (через середину губного желобка) (фото 1).
Фото 1. Фото лица пациента: синяя линия – вертикаль между точками назион и центром желобка верхней губы; верхняя красная линия – межзрачковая, нижняя красная – линия режущего края верхних резцов.
Miller и коллеги проанализировали 500 вариантов зубных рядов и обнаружили, что при реконструкции полностью беззубых челюстей срединная линия, проведенная через подносовой желобок, является наиболее надежным ориентиром для позиционирования штучных зубов на верхней челюсти. Срединная линия верхней челюсти должна быть параллельна срединной линии лица и перпендикулярна к плоскости режущего края и межзрачковой линии. Проведенные ранее исследования указывают на то, что отклонение срединной линии верхней челюсти менее чем на 4 мм не провоцирует никаких эстетических нарушений. Тем не менее, отклонение данной линии хоть на несколько градусов не может остаться незаметным. Применение лицевой дуги, а также адекватное позиционировае моделей челюстей помогают избежать погрешностей постановки передних зубов, так чтобы срединная линия верхней челюсти проходила строго через сосочек между центральными резцами.
Макрофотография улыбки
Макрофотография, или фотография крупным планом помогает оценить не только линию улыбки, но и ее соотношение с линией губ, щечным коридором, параметрами подвижности губ во время акта улыбки, и, конечно, с режущим краем верхних зубов. Важно понимать разницу между линией улыбки и линией губ. Линия улыбки является воображаемой линией, которая идет вдоль резцового края передних зубов верхней челюсти, и должна продолжаться по изгибу верхнего края нижней губы во время акта улыбки (фото 2).
Фото 2. Макрофотография: синяя линия – приблизительная линия улыбки по контуру верхних зубов (повторяет изгиб нижней губы).
Некоторые трудности начинаются при асимметрии позиции краев нижней губы с разных сторон. При нормальной анатомии боковые резцы визуально должны быть меньше центральных на 1-1,5мм. Клыки должны быть немного более длинными, чем соседние к ним латеральные резцы, и чуть-чуть короче по сравнению с центральными. При таких параметрах вид эстетической кривизны не будет компрометирован. Обратная позиция линии улыбки наблюдается, когда резцовые края клыков длиннее резцовых краев центральных зубов. Обратная линия улыбки также характерна для более пожилых людей, и несколько «старит» внешний профиль лица. Режущий край центральных резцов должен находиться в контакте или же быть наклоненным слегка вовнутрь относительно красной каймы губы, что будет обсуждено более детально ниже по тексту. Линия губ относится к положению нижней границы верхней губы и, таким образом, определяет визуализацию зуба или десны в области верхнего сегмента улыбки. В молодом возрасте из-за линии верхней губы должно визуализироваться от 70% до 100% структуры верхних центральных зубов. Высокая линия улыбка провоцирует визуализацию всей вестибулярной поверхности передних зубов и значительной площади примыкающих мягких тканей десны. Форма и размер губ определяют границы эстетической зоны, образуя некую рамку для визуализации зубов и десен, следовательно, стоматологу нужно обеспечить, чтобы внутри данной рамки находилась правильная и приемлемая картинка.
Фото в состоянии покоя и при произношении звука «Э»
Фото в состоянии покоя и при произношении звука «Э» позволяет определить необходимую длину верхнечелюстных резцов. Фото в состоянии покоя демонстрирует степень визуализации режущего края при спокойном состоянии губ и расслабленном положении человека. В старшем возрасте из-за истирания твердых тканей режущие края зубов в состояние покоя могут вообще не визуализироваться. Однако в относительно молодых людей в аналогичных условиях видно от 2 до 4 мм режущего края (фото 3).
Фото 3. Фото в состоянии покоя: в молодом возрасте из-за губы визуализируется 2-4 мм режущего края резцов, с возрастом длина визуализации уменьшается.
Получение данного фото является несколько затруднительным. Нужно попросить пациента облизать губы, затем глотнуть, а потом указать, чтобы он/она не ворошили губами, сохраняя состояние покоя. Фото при произношении звука "Э" используется для того, чтобы определить приблизительно необходимую длину режущего края, а также оценить потенциальную гиперподвижность верхней губы. При данном приеме определяют расстояние от линии верхней губы до линии нижней губы для того, чтобы спроектировать будущую позицию режущего края. В качестве ориентира можно использовать тот факт, что центральные резцы должны занимать от 50% до 70% пространства между линиями верхних и нижних губ (фото 4).
Фото 4. Фото при произношении звука «Э»: режущий край находится на 50-70% расстояния между линиями верхней и нижней губы.
Фото делают в тот момент, когда пациент произносит "Э", при этом намеренно увеличивая размер улыбки. Зубные ряды должны быть разобщены и не контактировать друг с другом при получении данного фото. Некоторые пациенты считают данную фотографию наиболее сложной, поскольку при таковой им приходится полностью обнажить передние зубы верхней челюсти, внешним видом которых они довольно часто смущены. Поэтому перед тем, как проводить данный тип съемки, врач должен четко и понятно объяснить пациенту все, что от него требуется. Перед получением окончательного варианта снимка иногда приходится сделать несколько пробных кадров. Фото при произношении звука "Э" помогает врачу правильно восстановить не только параметры визуализации зубов, но и десневого профиля. Также данное фото помогает оценить потенциальную гиперподвижность верхней губы, что, в свою очередь, позволяет спозиционировать реставрации передних зубов наиболее адекватно. В норме диапазон движений верхней челюсти не должен превышать 8-10 мм.
Фото сверху вниз
Фото сверху вниз помогает оценить позицию режущего края по отношению к нижней губе в горизонтальной плоскости. Подобные фото получают под углом в 45 ° к окклюзионной плоскости. На данной фотографии, как правило, присутствует кончик носа, но, если он блокирует визуализацию центральных резцов, нужно несколько сменить угол съемки. Цель данной фотографии состоит в анализе положения режущего края по отношению к нижней губе с точки зрения функции и эстетики. Его граница должна контактировать и быть немного выдвинутой вперед по отношению к красной кайме (линии между сухой и влажной частью) нижней губы (фото 5). Если режущий край направлен слишком щечно, он будет контактировать лишь с сухой частью губы, что может спровоцировать возникновение не только функциональных, но и фонетических проблем.
Фото 5. Фото сверху вниз: режущий край верхних резцов должен контактировать с границей красной каймы нижней губы.
Фото профиля улыбки
Фото профиля улыбки используется для того, чтобы оценить позицию режущего края в горизонтальной плоскости. Данное фото проводится со стороны пациента без какого-либо наклона вверх или вниз, тем самым обеспечивая адекватную регистрацию позиции режущего края и его контакта с нижней губой. Если режущий край верхних зубов не соприкасается с внутренней стороной красной каймы губ, то он должен хотя бы доходить к линии ее границы (фото 6).
Фото 6. Фото профиля улыбки: режущий край верхних резцов должен контактировать с границей красной каймы нижней губы.
Слишком лингвальная позиция режущего края может спровоцировать потенциальную дистализацию нижней челюсти, чрезмерное стирание нижних резцов и лингвальной области верхних. Часто врачи допускают ошибку, оставляя режущий край провизорных конструкций слишком вестибулярно относительно границы красной каймы. Коррекция наклона режущего края и помещение его «за нижнюю губу» может значительно улучшить эстетический профиль пациента, обеспечивая его более естественный вид, не провоцируя при этом, конечно же, функциональных параметров. Параметры фонетики также играют значительную роль в правильном позиционировании режущего края. При произношении звука «Ф» режущий край резцов не должен слишком сильно углубляется в ткани нижней губы, а наличие подобного симптома может свидетельствовать о чрезмерной длине реставрации. Фонетический тест нужно проводить как можно более естественно, не принуждая пациента к излишним фонетическим пробам.
Выводы
Использование качественных цифровых фотографий, диагностической восковой репродукции и провизорных коронок помогает зарегистрировать наиболее подходящую позицию режущего края передних зубов верхней челюсти. Фотографии до лечения являются данными для эстетического анализа улыбки, базовый набор которых состоит из вышеупомянутых шести снимков. Данные фото также можно использовать при изготовлении восковой репродукции и для правильного трехмерного позиционирования реставрации, что впоследствии можно проводить на временных конструкциях. Последние вообще являются оптимальным инструментом для проведения окончательной коррекции позиции режущего края, исходя из персональных пожеланий пациента и клинической оценки врача-стоматолога. Следуя инструкциям, приведенным в этой статье, стоматолог сможет с уверенностью восстановить адекватную позицию режущего края, скорректировав ее в необходимом направлении относительно всех эстетических критериев.
Автор: V. Landon Blatter, DMD
0 комментариев