Планирование лечения и проектирование дизайна улыбки являются неотъемлемыми этапами комплексной реабилитации в эстетической стоматологии. За последнее время на свет появилось множество адаптированных программ, предоставляющих все новые инструменты для цифрового дизайна эстетического профиля прикуса. По сравнению с традиционными методами, основными преимуществами цифрового моделирования улыбки остаются скорость и гибкость данного процесса, не говоря уже об улучшенной коммуникации между врачом и пациентом.
Цифровой дизайн улыбкиВ ходе первого клинического визита пациента были получены фото профиля ее лица при помощи фотоаппарата Canon EOS 6D: одно с обычным видом улыбки, второе – с ретрактором (фото 1 и 2).
Фото 1.
Фото 2.
Фото были полученные под одним углом с использованием штатива. Для калибровки изображения расстояние между центральными резцами было измерено с помощью штангенциркуля. Кроме того, в этот же визит врач и пациентка определились с оттенком будущих реставраций (фото 3, третий оттенок слева). После этого фото пациентки импортировали в специальное программное обеспечение. Параллельно были проанализированы пропорции лица: линия улыбки, центральная и зрачковая линии (фото 4). Пациентке детально объяснили все возможные алгоритмы лечения, используя при этом программное обеспечение (фото 5).
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Таким образом, она смогла принять непосредственное участие в планировании будущего ятрогенного вмешательства и сформулировать для себя видение конечного эстетического результата (фото 6). В конце концов, было принято решение начинать лечение восьми передних зубов верхней челюсти вместо первоначально запланированных шести, таким образом, расширяя параметры улыбки. Подобный подход также обеспечивал достижение максимально прогнозированного результата, соответствующего ожиданиям пациентки (фото 7). Чтобы уточнить дизайн конструкции, фото пациентки с ретрактором было наложено на фото ее улыбки, что также помогло определить необходимый объем коррекции в области окружающих мягких тканей (фото 8).
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Формирование восковой репродукции
При помощи интраорального сканера был получен цифровой оттиск зубных рядов (фото 9 и 10) в области эстетического дефекта и зубов-антагонистов. Проект дизайна улыбки затем импортировали из программы цифрового планирования в программное обеспечение CAD для моделирования восковой репродукции (фото 11).
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Прежде спланированная модель улыбки была использована в качестве шаблона. С помощью инструментов CAD-обеспечения врачу удалось удачно смоделировать восковую репродукцию будущих керамических реставраций (фото 12). Цифровая модель восковой репродукции была отфрезерована для производства mock-up реставрации. Из модели был получен силиконовый ключ, после чего приступили к формированию mock-up при помощи материала 3M ESPE Protemp 4 Temporisation прямо в полости рта пациентки (фото 13). Шаблон был откорректирован для обеспечения лучшей его функциональности. Данный подход позволил пациенту полностью оценить дизайн будущих реставраций, их вид и функциональную приемлемость (рис. 14).
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Препарирование и временные виниры
После подтверждения надлежащей посадки провизорных конструкций приступили к процессу препарирования (фото 15 и 16). После препарирования сформированные опоры зубов сканировали и приступали к изготовлению временных виниров из того же и 3D ESPE Protemp 4 Temporisation. Данные конструкции примерялись и фиксировались посредством точечного травления.
Фото 15.
Фото 16.
Создание окончательных реставраций
После проверки посадки временных виниров приступили к изготовлению окончательных эстетических конструкций посредством фрезерования из IPS E.max CAD блоков. Поверх основы конструкций с губной и режущей сторон наносили послойную керамику (E.max Ceram) для обеспечения максимальных эстетических параметров (фото 17). После фиксации виниров проводили фотографирование окончательного результата лечения (фото 18 и 19).
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Выводы
Цифровой дизайн улыбки значительно улучшает диалог между пациентом и всей лечащей командой врачей, а также помогает достичь более прогнозированных результатов лечения, поскольку пациент имеет возможность четко их визуализировать еще на этапе планирования комплексной реабилитации. Кроме того, пациенты с радостью участвуют в процессе моделирования их будущей улыбки, что также является одним из преимуществ цифрового планирования будущих эстетических изменений. Таким образом, данный подход является не только более комфортным как для врача, так и для пациента, но и таким, который позволяет экономить время, что также является важным аспектом комплексной реабилитации.
Автор: Aki Linden, CDT, Helsinki, Finland
Производители:
Планирование лечения и проектирование дизайна улыбки являются неотъемлемыми этапами комплексной реабилитации в эстетической стоматологии. За последнее время на свет появилось множество адаптированных программ, предоставляющих все новые инструменты для цифрового дизайна эстетического профиля прикуса. По сравнению с традиционными методами, основными преимуществами цифрового моделирования улыбки остаются скорость и гибкость данного процесса, не говоря уже об улучшенной коммуникации между врачом и пациентом.
Цифровой дизайн улыбкиВ ходе первого клинического визита пациента были получены фото профиля ее лица при помощи фотоаппарата Canon EOS 6D: одно с обычным видом улыбки, второе – с ретрактором (фото 1 и 2).
Фото 1.
Фото 2.
Фото были полученные под одним углом с использованием штатива. Для калибровки изображения расстояние между центральными резцами было измерено с помощью штангенциркуля. Кроме того, в этот же визит врач и пациентка определились с оттенком будущих реставраций (фото 3, третий оттенок слева). После этого фото пациентки импортировали в специальное программное обеспечение. Параллельно были проанализированы пропорции лица: линия улыбки, центральная и зрачковая линии (фото 4). Пациентке детально объяснили все возможные алгоритмы лечения, используя при этом программное обеспечение (фото 5).
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Таким образом, она смогла принять непосредственное участие в планировании будущего ятрогенного вмешательства и сформулировать для себя видение конечного эстетического результата (фото 6). В конце концов, было принято решение начинать лечение восьми передних зубов верхней челюсти вместо первоначально запланированных шести, таким образом, расширяя параметры улыбки. Подобный подход также обеспечивал достижение максимально прогнозированного результата, соответствующего ожиданиям пациентки (фото 7). Чтобы уточнить дизайн конструкции, фото пациентки с ретрактором было наложено на фото ее улыбки, что также помогло определить необходимый объем коррекции в области окружающих мягких тканей (фото 8).
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Формирование восковой репродукции
При помощи интраорального сканера был получен цифровой оттиск зубных рядов (фото 9 и 10) в области эстетического дефекта и зубов-антагонистов. Проект дизайна улыбки затем импортировали из программы цифрового планирования в программное обеспечение CAD для моделирования восковой репродукции (фото 11).
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11.
Прежде спланированная модель улыбки была использована в качестве шаблона. С помощью инструментов CAD-обеспечения врачу удалось удачно смоделировать восковую репродукцию будущих керамических реставраций (фото 12). Цифровая модель восковой репродукции была отфрезерована для производства mock-up реставрации. Из модели был получен силиконовый ключ, после чего приступили к формированию mock-up при помощи материала 3M ESPE Protemp 4 Temporisation прямо в полости рта пациентки (фото 13). Шаблон был откорректирован для обеспечения лучшей его функциональности. Данный подход позволил пациенту полностью оценить дизайн будущих реставраций, их вид и функциональную приемлемость (рис. 14).
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Препарирование и временные виниры
После подтверждения надлежащей посадки провизорных конструкций приступили к процессу препарирования (фото 15 и 16). После препарирования сформированные опоры зубов сканировали и приступали к изготовлению временных виниров из того же и 3D ESPE Protemp 4 Temporisation. Данные конструкции примерялись и фиксировались посредством точечного травления.
Фото 15.
Фото 16.
Создание окончательных реставраций
После проверки посадки временных виниров приступили к изготовлению окончательных эстетических конструкций посредством фрезерования из IPS E.max CAD блоков. Поверх основы конструкций с губной и режущей сторон наносили послойную керамику (E.max Ceram) для обеспечения максимальных эстетических параметров (фото 17). После фиксации виниров проводили фотографирование окончательного результата лечения (фото 18 и 19).
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Выводы
Цифровой дизайн улыбки значительно улучшает диалог между пациентом и всей лечащей командой врачей, а также помогает достичь более прогнозированных результатов лечения, поскольку пациент имеет возможность четко их визуализировать еще на этапе планирования комплексной реабилитации. Кроме того, пациенты с радостью участвуют в процессе моделирования их будущей улыбки, что также является одним из преимуществ цифрового планирования будущих эстетических изменений. Таким образом, данный подход является не только более комфортным как для врача, так и для пациента, но и таким, который позволяет экономить время, что также является важным аспектом комплексной реабилитации.
Автор: Aki Linden, CDT, Helsinki, Finland
0 комментариев