Искусство сочетания опаковых и прозрачных слоев для получения высокоэстетичных керамических реставраций

17 апреля 2015, 8:01

На этапе диагностики и оценки клинического случая наиболее важным моментом является правильный выбор материала для будущей реставрационной работы. Вне зависимости от вида ортопедической конструкции – единичная коронка либо протезирование всей зубной дуги – только от команды специалистов-стоматологов зависит, будет пациент улыбаться с уверенностью или же стараться скрывать улыбку от взора окружающих.

На этапах изготовления ортопедической конструкции одной из наиболее сложных задач является поиск правильного баланса опаковых и прозрачных слоев. Материал с высокой степенью опаковости полностью блокирует проникновение света и не допускает наружного просвечивания темного подлежащего дентина. В то же время такие массы не поглощают достаточное количество света для воссоздания естественного вида зуба. Прохождение светового луча через всю толщу реставрации так же важно, как и моделирование прозрачного режущего края. Светопроницаемость является важнейшим условиям для получения высокоэстетичного результата протезирования.

В случае темной пигментированной культи зуба многие зубные техники используют опаковую основу коронки либо литой металлический каркас с тщательным послойным нанесением керамических масс. Но такой метод нельзя применять у пациентов с прогнатией и прямым прикусом.

В некоторых ситуациях достаточно сложно найти идеальное соотношение прозрачных и опаковых слоев ортопедической работы. Зачастую в результате получают сниженную насыщенность цвета реставрационных материалов, что сопровождается компромиссными решениями в виде сложных техник послойного нанесения керамики. Эстетичный керамический билд-ап приемлем для пациентов, которые не грызут ногти, не участвуют в спортивных состязаниях и согласны не кусать восстановленными зубами слишком твёрдые предметы или пищу. Сопротивление на изгиб керамической облицовки и огнеупорной реставрации находится всего в пределах 100 МПа, что является негативным фактором для механической прочности режущего края коронки. Даже если врач объясняет пациенту правила обращения с такими ортопедическими конструкциями, человек зачастую забывает данные инструкции и рано или поздно возвращается к прошлым привычкам.

К счастью, на сегодняшний день врач-стоматолог имеет широкий выбор реставрационных материалов индивидуально для каждого клинического случая. Изложенные в данной публикации примеры демонстрируют использование прессуемой керамической массы IPS e.max (Ivoclar Vivadent), которая обладает как достаточной прочностью (400 МПа), так и высокими эстетичными свойствами. Для зубных техников и стоматологов, которые выполняют фрезеровку непосредственно в кабинете, сегодня очень важно иметь материал для максимального воспроизведения естественного вида зубов без значительных временных затрат. При выборе реставрационного материала, изготовлении и фиксации конструкции врач должен учесть множество деталей для получения реставрации, которая будет органично выглядеть в полости рта и при этом не иметь отрицательных факторов касательно механической прочности.

Клинический случай 1

У пациента в возрасте 67 лет зафиксированы коронки на зубах №6-11 (Фото 1). Пациент жаловался на неудовлетворительную эстетику улыбки, желал получить более естественный и «молодой» внешний вид зубного ряда. Предложенный врачом Захарием Гилбертсоном план лечения предполагал замену всех шести коронок. Проведено консервативное препарирование с максимальным сохранением подлежащих тканей зубов, удален апроксимальный кариес и старые реставрации (Фото 2). Фото отпрепарированных зубов отправлены в лабораторию с указанием, что дентин культи зубов № 6, 7 и 10 существенно пигментирован. Для перекрытия темного цвета дентина не выполняли дополнительный билд-ап. Готовая ортопедическая работа также не содержала светоотверждаемый опаковый материал. Цель состояла в получении прочной и целостной адгезивной связи между дентином и реставрацией. Для этого использован оттенок А1.

Фото 1. Клинический случай №1 до лечения; на данном этапе лечения запланирована реставрация фронтальных зубов верхней челюсти.

Фото 2. Выполнено максимально консервативное препарирование твердых тканей: особое внимание уделено удалению апроксимального кариеса и старых неудовлетворительных реставраций.

При наличии пигментированных культей зубов желание пациента получить высокоэстетичные реставрации представляло некоторую сложность для автора данной публикации. Чтобы определиться с выбором материала темный цвет дентина воспроизвели на гипсовой модели (Фото 3). Заготовки IPS e.max LT Ingots помогут скрыть пигментированные ткани, но недостаточная прозрачность не позволит в итоге достичь естественного вида коронок. В подобных случаях для получения ультратонких прозрачных реставраций идеальным выбором являются заготовки IPS e.max НT Ingots. Многие стоматологические клиники и лаборатории широко используют Value Ingots, которые благодаря средней степени прозрачности позволяют решить большинство проблем аналогичных клинических ситуаций. Но, стоит отметить, что данный материал несколько уступает в эстетичных качествах.

Фото 3. Маркировка гипсовой модели помогла в выборе материала, способного скрыть темный цвет культей зубов.

Автор статьи принял решение использовать новейший продукт линии IPS e.max - IPS e.max Multi. Этот прессуемый материал обладает силой прочности 400 МПа как в пришеечной части зуба, так и в области режущего края. Шкала оттенков позволяет получать цвет от интенсивного опакового пришеечных участков до полупрозрачных оттенков режущего края. Фиксация готовой работы осуществлялась в адгезивной технике (Фото 4).

Фото 4. Материал IPS e.max Multi выбран в связи с его высокой прочностью, достаточной опаковостью для маскировки пигментированной культи в пришеечной части, а также высокой прозрачностью режущего края, способной имитировать естественный вид зуба.

Для достижения оптимальной прозрачности насыщенность цвета режущего края можно увеличить или уменьшить путем расположения восковой матрицы выше либо ниже основного литникового канала. Конструкция основного литника позволяет объединять литниковые каналы, представленные в виде двух разных форм. Тип А используется для реставраций верхних фронтальных зубов и моляров, тип В – для нижних резцов и клыков. Создание восковой модели и плавление выполнено компанией Mark Harper of Smiles. И пациент, и врач-стоматолог остались довольны конечным результатом работы (Рис. 5).

Фото 5. Фото после реставрации фронтальных зубов верхней челюсти.

Клинический случай 2

Пациентка в возрасте 48 лет обратилась в клинику с желанием получить белоснежную улыбку с естественным внешним видом зубов (Фото 6). План лечения доктора Ренди Фуршман предполагал изготовление шести коронок для зубов верхней челюсти №6-11. В качестве реставрационного материала выбран IPS e.max Multi-Press оттенок BL2 с минимальными внутренними эффектами. При работе с более яркими оттенками зачастую сложно достичь белоснежного цвета коронок, которые выглядят натурально без эффекта искусственности.

Фото 6. Клинический случай №2 до лечения; пациентка желала получить белоснежную улыбку с естественным внешним видом зубов.

Прессование реставраций выполнено в пресс-печи ЕР5000 с применением соответствующей для IPS e.max программы Multi pressing. Отличное воспроизведение деталей поверхности восковой модели на отпрессованных коронках позволило свести к минимуму толщину реакционного слоя. Реставрации срезаны с литников с помощью диска, имеющего режущий только краевой участок, что позволило максимально уменьшить величину билд-апа (вращающиеся инструменты Cardinal). Граница препарирования коронок отмечена красным карандашом, а для отображения рельефа внешней поверхности использована помада (Фото 7). С помощью колесовидного камня выполнена обработка мезиальных апроксимальных контактов в месте бывшего крепления литников, область краевого прилегания отполирована на штампе. Шаровидным бором среднего размера проведена шлифовка внешней поверхности.

Фото 7. Красным цветом на модели отображен рельеф внешней поверхности коронок.

Более агрессивными движениями конического алмазного и спирального боров нанесен рельеф вторичной анатомии зубов, затем выполнена полировка для устранения острых краев и излишних борозд.

Чтобы добиться поглощения света вдоль резцовой трети зуба использован оттенок IPS e.max Ceram Incisal 2. С помощью Essence E18 Аnthracite выделены маммелоны и произведена имитация прозрачного эффекта гало. Смесь E05 Copper и двух частей оттенка E20 Rose нанесена в области контакта десны и коронок IPS e.max для воспроизведения естественной интеграции реставраций в мягкие ткани. Оттенок E02 Creme Essence использован для имитации аспекта светоотражения эффекта гало, также с его помощью воссоздан теплый цвет центра пришеечной области зубов (Фото 8). Обжиг реставраций выполнен в печи Programat P500/P510 с применением программ Shade и Essence.

Фото 8. При выборе оттенков реставрационного материала учитывается необходимость прозрачных слоев, получения рельефа поверхности, а также возможность интеграции коронок в области мягких тканей и других зубов полости рта.

После обжига в контейнер для приготовления смесей поместили пастообразную глазурь Glaze Paste. Одну треть пасты внесли в емкость с добавлением одной капли жидкости для глазури. Две оставшиеся части смешали вместе. Глазурь с избытком наносили на керамические коронки, излишки устраняли до тех пор, пока не отмечалось появление и медленное исчезновение мазков кисти, что создает гладкую поверхность реставраций (Фото 9). Проведен повторный обжиг в печи Programat P500/P510 с применением программы IPS e.max Glaze. Затем автор статьи выполнил полировку шероховатостей глазурированных поверхностей с помощью мелкодисперсного алмазного бора до достижения желаемой текстуры коронок. Дисками для финишной обработки получен итоговый блеск реставраций (Фото 10), после этого выполнена фиксация работы в полости рта пациента (Фото 11).

Фото 9. Нанесение глазури для достижения гладкой поверхности керамических реставраций.

Фото 10. Готовые к фиксации керамические коронки после выполнения полировки с помощью мелкодисперсных дисков.

Фото 11. Итоговый результат работы: естественная белоснежная улыбка.

Выводы

При воссоздании керамического билд-апа плавный переход оттенков прессуемых блоков IPS e.max Multi-Press позволяет зубным техникам и врачам-стоматологам уделить больше времени воспроизведению конечных элементов высокоэстетичных реставраций. Больше не нужно тратить годы на понимание аспектов создания истинно красивых ортопедических работ с помощью 15-30 оттенков керамики. Единственное, что остается сделать после прессования, - добавить элемент художества.

Автор: Dane Barlow, Chief Operations Officer Director of All Ceramics Smiles, Inc. Boise, Idaho

0 комментариев

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Войти или Зарегистрироваться