Успешные результаты лечения корневых каналов могут быть достигнуты благодаря поэтапному подходу, который включает в себя передовые методы, точные инструменты и внимание к уходу, ориентированному на пациента.
Результаты обследования
При экстраоральном обследовании никаких отклонений обнаружено не было. Интраоральный осмотр выявил попытку экстирпации, однако глубокий мезиальный кариес не был удален. Подвижность зубов была 0-й степени. Зуб был слегка чувствителен к перкуссии, а при пальпации ощущалась легкая боль в щеке. Не было никаких эндодонтических карманов, когда зонд проходил вокруг десневой борозды. Никаких признаков свищевого хода или внутриротового отека обнаружено не было. Предоперационная рентгенограмма показала обширный мезиальный кариес и предыдущую попытку локализовать каналы. Не было никакой очевидной периапикальной патологии рентгенологически (фото 1).
Фото 1: Предоперационная рентгенорамма.
Диагностика и план лечения
Был поставлен диагноз симптоматический периапикальный периодонтит зуба 36. Лечение было начато незамедлительно. В отношении этого зуба были предложены следующие варианты: удалить зуб или провести эндодонтическое лечение с композитной реставрацией. Пациентку предупредили о том, что, если его не лечить, в любой момент может возникнуть острое обострение и прогноз для зуба может быть более негативным. Во время лечения корневых каналов пациентке сообщили, что в первую очередь изучается возможность восстановления зуба, учитывая обширный мезиальный кариес, и, если он не поддается лечению, может потребоваться удаление. После объяснения рисков и преимуществ, включая риск повторного заражения, сделав акцент на сложную анатомию, пациентке было предложено подписать согласие.
Лечение на первом приеме
Местная анестезия проводилась 4,4 мл 2%-ного раствора лидокаина гидрохлорида с добавлением адреналина в соотношении 1:80 000 путем буккальной инфильтрации и блокады нижнего альвеолярного нерва. На зубы 37-34 был наложен коффердам с использованием гигиенического зажима Fiesta №7 (COLTENE) и двойной нити-мулине для обеспечения плотного прилегания (фото 2). Зуб был повторно осмотрен, после чего было проведено удаление кариеса (фото 3) и локализованы четыре отверстия. Край мезиальной полости был признан подлежащим восстановлению, однако потребовалось бы глубокое краевое поднятие. Чтобы улучшить и сохранить доступ к системе корневых каналов, было принято решение выполнить глубокое краевое поднятие после очистки и придания формы системе корневых каналов.
Фото 2: Изоляция коффердамом.
Фото 3: После удаления кариеса. Виден глубокий мезиальный край.
"Ковровая дорожка" была создана с использованием файлов №6, 8 и 10 K-Flex (Kerr Dental). На протяжении всей процедуры проводилась ирригация канала усиленным раствором гипохлорита натрия, который наносился с помощью гибкого наконечника IrriFlex (Produits Dentaires). Рабочая длина определялась с помощью апексолокатора Root ZX (Morita): 21,0 мм для мезиобуккального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости); 22,5 мм для мезиолингвального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости); 21,5 мм для дистобуккального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости) и 21,0 мм для дистолингвального канала (точка отсчета: стенка язычной полости).
Очистка и придание формы были выполнены с использованием последовательности файлов HyFlex EDM OGSF и беспроводного эндомотора CanalPro X-Move (все COLTENE). Благодаря управляемой памяти эти файлы соответствуют анатомии канала, что значительно снижает риск образования уступов, транспортировки или перфорации канала. Как и файлы из нержавеющей стали, файлы HyFlex могут быть предварительно подготовлены, что облегчает доступ к системе корневых каналов. Используя их в сочетании с эндомотором CanalPro X-Move, который позволяет контролировать рабочую длину на протяжении всего процесса формообразования с помощью встроенного апекслокатора, можно ориентироваться в системе корневых каналов для обеспечения безопасной, эффективной и предсказуемой механической подготовки.
Новая последовательность HyFlex EDM OGSF включает в себя новый файл Orifice Opener для открывания отверстий и файл Glidepath для создания эффективной траектории скольжения, а также формирующий Shaping файл для придания формы корневому каналу по всей длине (фото 4). Каналы были обработаны до размера и конусности финишного файла 30/0,04 с использованием тактильно контролируемой активации с непрерывной ирригацией раствором гипохлорита натрия на протяжении всей процедуры. Определенная процедура лечения упрощает подготовку и делает процесс обучения лечению с использованием этой последовательности управляемым.
Фото 4: HyFlex EDM OGSF - специально разработанная последовательность для быстрой и надёжной подготовки простых и сложных корневых каналов.
После апикального измерения были установлены соответствующие гуттаперчевые штифты Hyflex EDM, и была выполнена периапикальная рентгенограмма зуба 36 с длинным конусом мастер-штифта Master Point для оценки апикальной протяженности мастер-штифтов гуттаперчи (фото 5). Была видна потенциальная обтурация в пределах 2 мм от рентгенографического апекса.
Фото 5: Рентгенограмма Master Point.
Каналы были высушены бумажными штифтами, в каналы была помещена паста из гидроксида кальция, а в полости пульпарной камеры использовалась лента из ПТФЭ. Для повышения устойчивости зуба к разрушению в перерывах между приемами, глубокое краевое поднятие было выполнено композитным материалом для мезиального краевого гребня с использованием техники "лента в ленте". Зуб был временно восстановлен стеклоиономерным цементом, окклюзия и контакты проверены (фото 6–8).
Пациентку предупредили, что в послеоперационном периоде следует ожидать некоторой болезненности, посоветовали принимать анальгетики и избегать воздействия чего-либо твердого на зуб из-за риска перелома. Ее также предупредили о возможности острого обострения и/или припухлости в этой области, а также о возможной болезненности височно-нижнечелюстного сустава. Если бы произошел какой-либо из этих сценариев, ей следовало бы использовать противовоспалительные средства и холодные компрессы и обратиться к стоматологу.
Фото 6: Техника "лента в ленте" с использованием секционной матрицы во время глубокого краевого поднятия для восстановления краевых выступов.
Фото 7: После глубокого краевого поднятия и реставрации краевых гребней зуба 36.
Фото 8: Установлена временная реставрация из стеклоиономерного цемента, позволяющая восстановить доступ к каналам на следующем приеме.
Реставрация на втором приеме
На следующий прием было запланировано провести обтурацию и установить пломбу с прямой постоянной реставрацией. Пациентка сообщила, что со времени последнего визита она не испытывала боли или дискомфорта и поэтому хотела бы продолжить лечение. Ее снова проинформировали о рисках, и она подтвердила свое согласие.
В очередной раз лечение проводилось под местной анестезией с использованием 4,4 мл 2%-ного раствора лидокаина гидрохлорида с добавлением адреналина в соотношении 1:80000 посредством буккальной инфильтрации и блокады нижнего зубного нерва. На зубы 37-34 был наложен коффердам с использованием гигиенического зажима Fiesta №7 и двойной нити-мулине для обеспечения плотной фиксации. Был осуществлен доступ к зубу и с помощью микроскопа и ультразвуковых наконечников четыре отверстия снова локализованы.
Рабочая длина каждого канала была восстановлена с помощью финишного файла HyFlex EDM 30/0,04 с непрерывной ирригацией раствором гипохлорита натрия, который наносился через иглу IrriFlex (фото 9). Механическое перемешивание ирриганта осуществляли с помощью хорошо подогнанных гуттаперчевых штифтов длинными вертикальными движениями и 30-секундной ультразвуковой активацией ирриганта в каждом канале. Затем каналы промывали 17% раствором ЭДТА в течение 1 минуты, а затем гипохлоритом натрия в качестве окончательного промывания. Каналы были высушены с помощью бумажных штифтов Hyflex EDM 30/0,04 (фото 10).
Фото 9: Финишный файл Hyflex EDM in situ с использованием тактильно-контролируемой активации.
Фото 10: Высушивание каналов с помощью бумажных штифтов Hyflex EDM.
Каналы были обтурированы с использованием одноштифтовой биокерамической техники. Однослойный биокерамический герметик (MEDICLUS) вводился в каналы с помощью наконечника MST (фото 11). Соответствующие мастер-штифты с герметиком были установлены на рабочую длину, а для удаления коронковой части штифтов использовался источник тепла (фото 12–14). Зуб был протравлен и восстановлен композитом (фото 15), проверены окклюзия и контакты.
Фото 11: Использование наконечника MST для подачи однослойного биокерамического герметика в каналы.
Фото 12: Расположение гуттаперчевых штифтов Hyflex EDM указывает на рабочую длину.
Фото 13: Вырезание коронковой части гуттаперчевых штифтов с использованием System B Heat.
Фото 14: После обтурации.
Фото 15: После композитной реставрации.
Пациентке было рекомендовано принимать анальгетики, чтобы облегчить любой дискомфорт и ожидать некоторой возможной болезненности зуба. Опять же, ее также предупредили о возможности острого обострения и/или припухлости в этой области, а также о возможной болезненности височно-нижнечелюстного сустава. Если бы произошел какой-либо из этих сценариев, она должна была использовать противовоспалительные средства и холодные компрессы и обратиться к стоматологу. Для послеоперационной оценки эндодонтического лечения и подтверждения коронковой герметизации была сделана периапикальная рентгенограмма с длинным конусом мастер-штифта. На рентгенограмме была видна потенциальная обтурация в пределах 2 мм от рентгенографического апекса. Пациентке посоветовали обратиться к своему стоматологу общей практики для осмотра (фото 16).
Фото 16: Послеоперационная рентгенограмма, показывающая хорошо уплотненную обтурацию в пределах 2 мм от рентгенографического апекса и достаточное уплотнение коронки, обеспеченное композитной реставрацией.
Автор: Dr Dhiraj Arora
Успешные результаты лечения корневых каналов могут быть достигнуты благодаря поэтапному подходу, который включает в себя передовые методы, точные инструменты и внимание к уходу, ориентированному на пациента.
Результаты обследования
При экстраоральном обследовании никаких отклонений обнаружено не было. Интраоральный осмотр выявил попытку экстирпации, однако глубокий мезиальный кариес не был удален. Подвижность зубов была 0-й степени. Зуб был слегка чувствителен к перкуссии, а при пальпации ощущалась легкая боль в щеке. Не было никаких эндодонтических карманов, когда зонд проходил вокруг десневой борозды. Никаких признаков свищевого хода или внутриротового отека обнаружено не было. Предоперационная рентгенограмма показала обширный мезиальный кариес и предыдущую попытку локализовать каналы. Не было никакой очевидной периапикальной патологии рентгенологически (фото 1).
Фото 1: Предоперационная рентгенорамма.
Диагностика и план лечения
Был поставлен диагноз симптоматический периапикальный периодонтит зуба 36. Лечение было начато незамедлительно. В отношении этого зуба были предложены следующие варианты: удалить зуб или провести эндодонтическое лечение с композитной реставрацией. Пациентку предупредили о том, что, если его не лечить, в любой момент может возникнуть острое обострение и прогноз для зуба может быть более негативным. Во время лечения корневых каналов пациентке сообщили, что в первую очередь изучается возможность восстановления зуба, учитывая обширный мезиальный кариес, и, если он не поддается лечению, может потребоваться удаление. После объяснения рисков и преимуществ, включая риск повторного заражения, сделав акцент на сложную анатомию, пациентке было предложено подписать согласие.
Лечение на первом приеме
Местная анестезия проводилась 4,4 мл 2%-ного раствора лидокаина гидрохлорида с добавлением адреналина в соотношении 1:80 000 путем буккальной инфильтрации и блокады нижнего альвеолярного нерва. На зубы 37-34 был наложен коффердам с использованием гигиенического зажима Fiesta №7 (COLTENE) и двойной нити-мулине для обеспечения плотного прилегания (фото 2). Зуб был повторно осмотрен, после чего было проведено удаление кариеса (фото 3) и локализованы четыре отверстия. Край мезиальной полости был признан подлежащим восстановлению, однако потребовалось бы глубокое краевое поднятие. Чтобы улучшить и сохранить доступ к системе корневых каналов, было принято решение выполнить глубокое краевое поднятие после очистки и придания формы системе корневых каналов.
Фото 2: Изоляция коффердамом.
Фото 3: После удаления кариеса. Виден глубокий мезиальный край.
"Ковровая дорожка" была создана с использованием файлов №6, 8 и 10 K-Flex (Kerr Dental). На протяжении всей процедуры проводилась ирригация канала усиленным раствором гипохлорита натрия, который наносился с помощью гибкого наконечника IrriFlex (Produits Dentaires). Рабочая длина определялась с помощью апексолокатора Root ZX (Morita): 21,0 мм для мезиобуккального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости); 22,5 мм для мезиолингвального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости); 21,5 мм для дистобуккального канала (точка отсчета: стенка дистобуккальной полости) и 21,0 мм для дистолингвального канала (точка отсчета: стенка язычной полости).
Очистка и придание формы были выполнены с использованием последовательности файлов HyFlex EDM OGSF и беспроводного эндомотора CanalPro X-Move (все COLTENE). Благодаря управляемой памяти эти файлы соответствуют анатомии канала, что значительно снижает риск образования уступов, транспортировки или перфорации канала. Как и файлы из нержавеющей стали, файлы HyFlex могут быть предварительно подготовлены, что облегчает доступ к системе корневых каналов. Используя их в сочетании с эндомотором CanalPro X-Move, который позволяет контролировать рабочую длину на протяжении всего процесса формообразования с помощью встроенного апекслокатора, можно ориентироваться в системе корневых каналов для обеспечения безопасной, эффективной и предсказуемой механической подготовки.
Новая последовательность HyFlex EDM OGSF включает в себя новый файл Orifice Opener для открывания отверстий и файл Glidepath для создания эффективной траектории скольжения, а также формирующий Shaping файл для придания формы корневому каналу по всей длине (фото 4). Каналы были обработаны до размера и конусности финишного файла 30/0,04 с использованием тактильно контролируемой активации с непрерывной ирригацией раствором гипохлорита натрия на протяжении всей процедуры. Определенная процедура лечения упрощает подготовку и делает процесс обучения лечению с использованием этой последовательности управляемым.
Фото 4: HyFlex EDM OGSF - специально разработанная последовательность для быстрой и надёжной подготовки простых и сложных корневых каналов.
После апикального измерения были установлены соответствующие гуттаперчевые штифты Hyflex EDM, и была выполнена периапикальная рентгенограмма зуба 36 с длинным конусом мастер-штифта Master Point для оценки апикальной протяженности мастер-штифтов гуттаперчи (фото 5). Была видна потенциальная обтурация в пределах 2 мм от рентгенографического апекса.
Фото 5: Рентгенограмма Master Point.
Каналы были высушены бумажными штифтами, в каналы была помещена паста из гидроксида кальция, а в полости пульпарной камеры использовалась лента из ПТФЭ. Для повышения устойчивости зуба к разрушению в перерывах между приемами, глубокое краевое поднятие было выполнено композитным материалом для мезиального краевого гребня с использованием техники "лента в ленте". Зуб был временно восстановлен стеклоиономерным цементом, окклюзия и контакты проверены (фото 6–8).
Пациентку предупредили, что в послеоперационном периоде следует ожидать некоторой болезненности, посоветовали принимать анальгетики и избегать воздействия чего-либо твердого на зуб из-за риска перелома. Ее также предупредили о возможности острого обострения и/или припухлости в этой области, а также о возможной болезненности височно-нижнечелюстного сустава. Если бы произошел какой-либо из этих сценариев, ей следовало бы использовать противовоспалительные средства и холодные компрессы и обратиться к стоматологу.
Фото 6: Техника "лента в ленте" с использованием секционной матрицы во время глубокого краевого поднятия для восстановления краевых выступов.
Фото 7: После глубокого краевого поднятия и реставрации краевых гребней зуба 36.
Фото 8: Установлена временная реставрация из стеклоиономерного цемента, позволяющая восстановить доступ к каналам на следующем приеме.
Реставрация на втором приеме
На следующий прием было запланировано провести обтурацию и установить пломбу с прямой постоянной реставрацией. Пациентка сообщила, что со времени последнего визита она не испытывала боли или дискомфорта и поэтому хотела бы продолжить лечение. Ее снова проинформировали о рисках, и она подтвердила свое согласие.
В очередной раз лечение проводилось под местной анестезией с использованием 4,4 мл 2%-ного раствора лидокаина гидрохлорида с добавлением адреналина в соотношении 1:80000 посредством буккальной инфильтрации и блокады нижнего зубного нерва. На зубы 37-34 был наложен коффердам с использованием гигиенического зажима Fiesta №7 и двойной нити-мулине для обеспечения плотной фиксации. Был осуществлен доступ к зубу и с помощью микроскопа и ультразвуковых наконечников четыре отверстия снова локализованы.
Рабочая длина каждого канала была восстановлена с помощью финишного файла HyFlex EDM 30/0,04 с непрерывной ирригацией раствором гипохлорита натрия, который наносился через иглу IrriFlex (фото 9). Механическое перемешивание ирриганта осуществляли с помощью хорошо подогнанных гуттаперчевых штифтов длинными вертикальными движениями и 30-секундной ультразвуковой активацией ирриганта в каждом канале. Затем каналы промывали 17% раствором ЭДТА в течение 1 минуты, а затем гипохлоритом натрия в качестве окончательного промывания. Каналы были высушены с помощью бумажных штифтов Hyflex EDM 30/0,04 (фото 10).
Фото 9: Финишный файл Hyflex EDM in situ с использованием тактильно-контролируемой активации.
Фото 10: Высушивание каналов с помощью бумажных штифтов Hyflex EDM.
Каналы были обтурированы с использованием одноштифтовой биокерамической техники. Однослойный биокерамический герметик (MEDICLUS) вводился в каналы с помощью наконечника MST (фото 11). Соответствующие мастер-штифты с герметиком были установлены на рабочую длину, а для удаления коронковой части штифтов использовался источник тепла (фото 12–14). Зуб был протравлен и восстановлен композитом (фото 15), проверены окклюзия и контакты.
Фото 11: Использование наконечника MST для подачи однослойного биокерамического герметика в каналы.
Фото 12: Расположение гуттаперчевых штифтов Hyflex EDM указывает на рабочую длину.
Фото 13: Вырезание коронковой части гуттаперчевых штифтов с использованием System B Heat.
Фото 14: После обтурации.
Фото 15: После композитной реставрации.
Пациентке было рекомендовано принимать анальгетики, чтобы облегчить любой дискомфорт и ожидать некоторой возможной болезненности зуба. Опять же, ее также предупредили о возможности острого обострения и/или припухлости в этой области, а также о возможной болезненности височно-нижнечелюстного сустава. Если бы произошел какой-либо из этих сценариев, она должна была использовать противовоспалительные средства и холодные компрессы и обратиться к стоматологу. Для послеоперационной оценки эндодонтического лечения и подтверждения коронковой герметизации была сделана периапикальная рентгенограмма с длинным конусом мастер-штифта. На рентгенограмме была видна потенциальная обтурация в пределах 2 мм от рентгенографического апекса. Пациентке посоветовали обратиться к своему стоматологу общей практики для осмотра (фото 16).
Фото 16: Послеоперационная рентгенограмма, показывающая хорошо уплотненную обтурацию в пределах 2 мм от рентгенографического апекса и достаточное уплотнение коронки, обеспеченное композитной реставрацией.
Автор: Dr Dhiraj Arora
0 комментариев