Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Текстура поверхности: использование горизонтальных и вертикальных линий для имитации естественного внешнего вида зубов

28.09.23 28 сентября 2023 0

Поверхность зуба всегда обуславливается поверхностями соседних зубов. Гладкий зуб рядом с зубом с более выраженной текстурой создаст контраст преобладания, при котором более стертый зуб будет казаться более ценным, чем гладкий зуб. Текстура поверхности является неотъемлемым оптическим свойством керамического материала и имеет фундаментальное значение для эстетического вида реставраций, созданных из этого материала. Таким образом, форма представляет собой функцию, цвет и поверхность керамического материала.

Текстура поверхности: использование горизонтальных и вертикальных линий для имитации естественного внешнего вида зубов

Яркость, шероховатость и качество меток, нанесенных на поверхность зуба, влияют на преломление света, которое может изменяться в зависимости от расположения этих характеристик. Переплетающиеся линии, пересекающие поверхность зуба, не все имеют одинаковое направление (фото 1). Они бывают горизонтальными, вертикальными и наклонными; а иногда можно иметь комбинацию этих характеристик, которые усиливают вестибулярный аспект. Зуб, который имеет ту же вестибулярную конфигурацию, но имеет разные линии переплетения на поверхности, в эстетическом виде постоянно меняется (фото 2).

Фото 1: Направления светового пучка преломления и отражения.

Фото 2: Зубы одинаковой формы и разной текстуры имеют несколько аспектов. Вогнутая и выпуклая поверхности зуба, соединенные линиями разного направления, позволяют создавать различные комбинации желаемой текстуры.

Это показывает насколько важно правильно подобрать способ для выполнения текстуры, ведь после глазурования керамики, чтобы получить подходящую текстуру для выполняемой эстетической реставрации, этот элемент разглаживается вручную. Текстуру можно создать с помощью более толстых и тонких отметин: сочетание этих толщин позволяет получить переменный текстурный результат на всей поверхности зуба (фото 3–5).

Фото 3-5: Одна и та же техника плетения линий, выполненная на разных материалах: керамических и полимерных зубов.

Основываясь на дизайне сплетения линий, можно создать иллюзию разных по размеру зубов. Вытянутые вертикальные линии имитируют длину; короткие линии подчеркивают ширину объекта. Эти линии могут располагаться очень близко друг к другу или иметь большие расстояния между собой, изменяя внешний вид зуба в визуальной иллюзии (фото 6 и 7).

Фото 6: При длинных и близких вертикальных линиях зуб кажется длиннее.

Фото 7: Удаленные вертикальные линии создают сбалансированное расширение конфигурации зуба.

Горизонтальные линии имитируют постепенное изменение расстояния, в то время как наклонные линии изменяют ракурс зуба. Точки на поверхности зуба создают статический эффект, а волнистые и короткие вертикальные линии создают динамичный визуальный эффект. В варианте кольцевой конструкции горизонтальная линия более глубокая на шейной трети зуба и более гладкая в области резца (фото 8-12).

Фото 8: Горизонтальные линии делают зуб более широким, и происходит постепенное расширение формы, связанное с длиной линий и расстоянием между ними.

Фото 9: Наклонные линии могут изменять направление текстуры, придавая узкий ракурс форме зуба.

Фото 10: Комбинация вертикальных и наклонных линий: их различное положение и направление дизайна изменяют визуальную иллюзию.

Фото 11: Округление правой доли зуба путем разметки текстурной поверхности изогнутыми линиями, которые становятся меньше по направлению к шейной трети зуба.

Фото 12: Отмеченные волнистые вертикальные линии и небольшие наклонные сегменты в разных направлениях создают детализированную поверхность на лицевых долях. От резцового края к средней трети зуба - контраст между восходящими и нисходящими отметками.

Рассмотрев различные теории, давайте обратим наше внимание на техническое исполнение. С помощью лабораторного наконечника на низкой скорости сначала выполняются вертикальные линии на поверхности зуба с помощью конического бора, а затем горизонтальные линии сразу же очерчиваются спеченным цилиндрическим сверлом. На следующем этапе поверхность зуба размечают перевернутым коническим бором, делая одиночные горизонтальные линии с определенным расстоянием между ними. Затем на лицевой поверхности с помощью высокоскоростного инструмента наносятся другие более тонкие линии для создания контраста. Затем вся область, представляющая интерес, обрабатывается сначала конусом из стекловолокна, а затем секционным абразивным резиновым кругом, чтобы получить вогнутую и выпуклую лицевую поверхность, которая придает реставрации естественность. После этих этапов керамические зубы готовы к глазировке, а затем полировке вручную для достижения желаемой текстуры, имитирующей естественный внешний вид (фото 13–23).

Фото 13: Создание вертикальных линий разной длины.

Фото 14: Нанесение горизонтальных линий.

Фото 15: Использование перевернутого конуса для создания текстурных различий.

Фото 16: Сглаживание поверхности с помощью конуса из стекловолокна.

Фото 17: Использование секционного резинового колеса для создания неровной гладкой поверхности.

Фото 18: Полировка поверхности с целью получения более качественной текстуры.

Фото 19: Окончательная реставрация со всеми деталями текстуры на гипсовой модели.

Фото 20-23: Окончательная реставрация со всеми деталями текстуры.

Чтобы создать реставрацию, которая надолго сохранит свою эстетику и функциональность все края обрабатываются под стереомикроскопом для достижения точного результата. Виниры во время процедуры адаптации устанавливаются с помощью красной пасты на основной матрице, находя подходящие точки соприкосновения на глубокой поверхности. Это позволяет лучше стабилизировать положение виниров после их установки во рту. Кроме того, эта предельная точность и стабилизация винира облегчают клиницисту быстрое нахождение правильного положения реставрации во рту без наклона (фото 24–26).

Фото 24: Предельная точность шпона, закрепленного на матрице.

Фото 25: Предельная точность во рту.

Фото 26: Предельная точность во рту.

Внутренняя текстура

Внутренняя текстура создается после первого обжига керамического блока. Первый этап этой процедуры выполняется с помощью щетки во время процедуры наложения керамических слоев. На лицевой поверхности зуба прорисовывается и создается несколько горизонтальных и вертикальных линий с несколькими неровными участками. На этом этапе керамический блок готов к первому обжигу, и после того, как керамика обжигается, другие линии и поверхностные детали выполняются с помощью бура, чтобы подчеркнуть качество внутренней текстуры. Внешний вид внутренней текстуры отличатся от внешней. Сочетание этих двух различных по качеству и дизайну текстур обеспечит динамическое преломление и отражение света, когда он попадает на керамический материал. Этот метод придает керамической реставрации более естественный вид (фото 27–31).

Фото 27: Внутренняя текстура.

Фото 28: Внутренняя текстура.

Фото 29: Реставрация керамики, завершенная вручную.

Фото 30: Внешняя текстура с золотым порошком и деталями поверхности.

Фото 31a и b: Фотографии реставраций №11 и 21 до и после.

Завершение

Текстура поверхности может улучшить общую картину за счет ориентации ее характеристик. Вертикально и горизонтально ориентированные линии, нанесенные на поверхность, могут определять различную ширину деталей и внешний вид размера зуба. Как вертикальные, так и горизонтальные линии, нанесенные в сочетании, улучшат внешний вид общей анатомии зуба, создавая динамичную текстуру. Золотой или серебряный порошок облегчает идентификацию естественных поверхностных характеристик и последующую имитацию текстуры поверхности. Сочетание внутренней и внешней текстуры поверхности напрямую влияет на отражение, преломление и пропускание света.

Автор: Giuseppe Romeo (зубной техник, Турин, Италия)

Статьи от брендов

0 комментариев