Агенез зубов может быть определен как врожденное отсутствие одного и более зубов за исключением третьего моляра. Данное явление считается самой распространенной зубочелюстной аномалией с частотой возникновения от 3,2% до 13,3% в различных популяциях. Если число отсутствующих зубов превышает 6 единиц, термином для такой патологии служит олигодонтия, в то время как анодонтия – понятие, означающее полное отсутствие зубов. Этиология врожденного отсутствия зубов может быть связана с генетическими, нутриционными, травматическими, инфекционными и наследственными факторами, причем последний из списка оказывает наибольшее влияние. Согласно Lexner агенез зубов часто обнаруживается у индивидов с генетическими синдромами, расстройствами, а также патологическое состояние может возникать как изолированные случаи.
При изучении изолированных или несиндромальных случаев многие исследователи обнаруживали корреляцию между агенезом зуба и генетическими мутациями у членов одной семьи, затрагивающими гены PAX9, MSX1, AXIN2 и EDA. Однако также у многих семей с олигодонтией, описанных в литературе, не имеют никаких мутаций в указанных генах. Согласно Kuchler изменения в генах, которые могут повлиять на формирование зуба, ассоциируют с агенезом зубов. В недавнем исследовании авторы подтвердили, что полиморфизм в BMP2 приводит к агенезу зачатков. Также исходя из роли гена MMPs в эмбриогенезе, он может иметь значение в развитии патологии зубочелюстной системы. Letra удалось установить взаимосвязь между полиморфизмом MMP3 и расщелиной губы/неба.
Так как развитие губы, неба и зубов инициируется одними и теми же генами, целью данного исследования стало изучить случай олигодонтии у ребенка с анализом полиморфных вариантов MMP3 и BMP2.
Клинический случай
В клинику обратилась 9-летняя девочка с лейкодермией и жалобами на неправильно расположенные зубы в полости рта. Получено добровольное согласие. В анамнезе жизни отмечаются нормальные роды, отсутствие системных патологий или каких либо значимых данных. При внешнем осмотре никаких изменений не выявлено. Касательно стоматологического анамнеза, ребенок уже посещал стоматолога для профилактики и фторирования.
После тщательного осмотра полости рта было выявлено, что ребенок находится на стадии сменного прикуса с отсутствием трех первых постоянных моляров, отклонением средней линии, двусторонним задним перекрестным прикусом и глубоким небом (Фото 1). После рентгенологического исследования подтверждено отсутствие следующих зубов: 16,26 и 46, зубного зачатка 15 и всех постоянных вторых моляров (Фото 2). Согласно данным родителей другие члены семьи также имели агенез зубов, а конкретно бабушка по папе, дядя, тетя и отец (Фото 3).
Фото 1: Внутриротовые фотографии (а) Фронтальный вид (b) верхний зубной ряд (с) нижний зубной ряд.
Фото 2: ОПТГ, демонстрирующая отсутствие зубов.
Фото 3: Родословная семьи с олигодонтией, стрелкой показан пробанд. Черные фигуры – пораженные, белые фигуры – непораженные, квадраты – мужчины, круги – женщины.
Важно добавить, что пациент был отправлен на ортодонтическое лечение в подходящем возрасте, а после коррекции кости и положения зубов, она прошла ортопедическую реабилитацию. Вдобавок назначены регулярные контрольные визиты и даны указания по гигиене полости рта.
Генетический анализ
Для получения геномной ДНК произведен забор эпителиальных клеток слизистой оболочки полости рта по утвержденному протоколу. Анализу подвергалась ДНК показателем 260/280 выше 1,8. Были выделены два участка в двух генах путем ПЦР методом TaqMan с дальнейшими пробами на аллельное различие, проведенными при помощи Stragene Mx3005P PCR system (Stratagene, La Jolla, CA, USA).
Результаты отбора генов и анализа полиморфизма единичных нуклеотидов
Мы отобрали гены, участвующие в краниофациальном развитии и полиморфизме (rs522616), которые до этого были изучены у бразильской популяции с расщелинами в полости рта. Согласно Letra генетический маркер в MMP3 (rs 522616) показал существенную взаимосвязь со всеми типами расщелин у изученных индивидов. Вдобавок анцестральный аллель (А) в данном полиморфизме был ассоциирован с повышенным риском расщелин полости рта. Наш генетический анализ установил генотип для анализированного пациента – АА. Другими словами, ребенок был носителем двух копий аллелей А, ассоциированных с расщелинами полости рта.
Касательно гена BMP2, недавнее исследование доказало его роль в развитии скелета. Краниосиностоз, раннее закрытие одного или более черепных швов, достаточно частая врожденная аномалия. Аллель С оказалась ассоциирована с этим заболеванием. Наш анализ обнаружил генотип СС. Мы выдвинули предположение, что ребенок был носителем двух копий аллеля С.
Обсуждение
Гены PAX9, MSX1, AXIN2 и EDA связаны с этиологией агенеза зубов. Однако в процессе исследования были изучены и другие гены на предмет их ассоциации с челюстно-лицевыми патологиями. Среди них особенно выделяется MMP (matrix metalloproteinase gene), играющий важную роль в краниофациальном развитии, а также BMP (bone morphogenetic protein genes), который напрямую участвует в каскаде реакций на первых этапах одонтогенеза. В предыдущем исследовании были отобраны полиморфные rs522616 (MMP) и rs1884304 (BMP2). Letra подтвердил, что несмотря на четко неустановленную функцию, варианты rs 522616 (MMP3) располагаются в промотре гена и имеют регуляторный эффект на транскрипцию и функцию. Недавнее исследование предположило, что аллель А может усиливать промотрную активность и аугментировать фактор транскрипции. Также Mu при помощи биоинформатики установил, что полиморфный BMP2 имеет разные структуры BMP мРНК, а G аллель требует больше энергии для стабилизации мРНК, чем аллель А.
Исследование также предположило, что ген BMP2 прочно ассоциирован с расщелинами губ и случаями отсутствия зубов, а также тяжестью проявления данных патологий. Kuchler подтвердил, что полиморфизм в гене MMP3 был ассоциирован с раселиной губы и неба, а также агенезом зубных зачатков. Bartzela установил, что частота зубных аномалий связана с тяжестью расщелин и мальформаций.
Важно заметить, что несмотря на генетическое исследование данного случая, демонстрирующее полиморфизм в обоих генах MMP3 и BMP2, интерпретацию результатов следует проводить с осторожностью, так как данный случай является изолированным, в котором не проводился генетический анализ родственников. По этой причине для выявления возможной взаимосвязи были привлечены данные литературы. Проведен тщательный мониторинг литературы, но другого случая с полиморфизмом в исследуемых генах и агенеза зубов найдено не было.
Диагностика агенеза зубов зависит от анамнеза, клинического и рентгенологического обследования. Кроме того для ранней диагностики такой патологии обязательным является выполнение ОПТГ. Данное исследование помогло определить отсутствие зачатков зубов в описываемом клиническом случае: верхнего левого второго премоляра, верхнего правого и левого первых моляров, нижнего правого первого моляра и всех вторых премоляров. Ситуация с отсутствием вторых премоляров, латеральных резцов и третьих моляров встречается весьма часто, однако, агенез первых и вторых моляров, как в данном клиническом примере, редкое явление. Согласно Abe частота отсутствия верхних первых моляров составляет 0,5%.
По данным литературы, существует высокое превалирование отсутствия постоянных первых моляров симметричным характером на верхней зубной дуге. Однако никаких данных не получено по двустороннему отсутствию аналогичных зубов на нижней челюсти. Ребенок, представленный в данном клиническом случае, имел симметричное или двустороннее отсутствие постоянных первых моляров на верхней челюсти, в то время как на нижней челюсти, произошел агенез только постоянного правого первого моляра.
Когда мы говорим об агенезе зачатков постоянных вторых моляров, мы должны принимать во внимание данные Moyers, которые говорят, что развитие зачатков постоянных вторых моляров происходит в возрасте 3 лет у обоих полов. Таким образом, в возрасте 9 лет, данные зачатки уже должны быть видимы рентгенологически, по этой причине авторы смогли заявить об отсутствии данных зубов у ребенка.
Неизбежным последствием олигодонтии является малокклюзия из-за неадекватного положения зубов в процессе роста, недостаточности альвеолярного отростка из-за неполного комплекта зубов и избыток места между зубными дугами. В данном случае, все вышеуказанные характеристики были очевидны, поэтому пациент направлен на ортодонтическое лечение. Кроме того, в подходящем возрасте должна быть проведена ортопедическая реабилитация.
Подведя итог, можно сказать, что агенез зубов представляет собой клиническую и социальную проблему, так как такие пациенты обычно страдают от неадекватного жевания, малокклюзии, фонетики и неудовлетворительной эстетики. Данные проблемы также имеют поведенческий оттенок и воздействие на личность пациента, поэтому ранняя диагностика, ведение и лечение таких состояний на подходящем этапе приобретают особенную важность.
Авторы: Orlando Lopes Coelho Neto, Maria Fernanda Reis, TicianaMedeiros de Saboia, Patricia Nivoloni Tannure, Leonardo Santos Antunes, Andrea Goncalves Antonio
Агенез зубов может быть определен как врожденное отсутствие одного и более зубов за исключением третьего моляра. Данное явление считается самой распространенной зубочелюстной аномалией с частотой возникновения от 3,2% до 13,3% в различных популяциях. Если число отсутствующих зубов превышает 6 единиц, термином для такой патологии служит олигодонтия, в то время как анодонтия – понятие, означающее полное отсутствие зубов. Этиология врожденного отсутствия зубов может быть связана с генетическими, нутриционными, травматическими, инфекционными и наследственными факторами, причем последний из списка оказывает наибольшее влияние. Согласно Lexner агенез зубов часто обнаруживается у индивидов с генетическими синдромами, расстройствами, а также патологическое состояние может возникать как изолированные случаи.
При изучении изолированных или несиндромальных случаев многие исследователи обнаруживали корреляцию между агенезом зуба и генетическими мутациями у членов одной семьи, затрагивающими гены PAX9, MSX1, AXIN2 и EDA. Однако также у многих семей с олигодонтией, описанных в литературе, не имеют никаких мутаций в указанных генах. Согласно Kuchler изменения в генах, которые могут повлиять на формирование зуба, ассоциируют с агенезом зубов. В недавнем исследовании авторы подтвердили, что полиморфизм в BMP2 приводит к агенезу зачатков. Также исходя из роли гена MMPs в эмбриогенезе, он может иметь значение в развитии патологии зубочелюстной системы. Letra удалось установить взаимосвязь между полиморфизмом MMP3 и расщелиной губы/неба.
Так как развитие губы, неба и зубов инициируется одними и теми же генами, целью данного исследования стало изучить случай олигодонтии у ребенка с анализом полиморфных вариантов MMP3 и BMP2.
Клинический случай
В клинику обратилась 9-летняя девочка с лейкодермией и жалобами на неправильно расположенные зубы в полости рта. Получено добровольное согласие. В анамнезе жизни отмечаются нормальные роды, отсутствие системных патологий или каких либо значимых данных. При внешнем осмотре никаких изменений не выявлено. Касательно стоматологического анамнеза, ребенок уже посещал стоматолога для профилактики и фторирования.
После тщательного осмотра полости рта было выявлено, что ребенок находится на стадии сменного прикуса с отсутствием трех первых постоянных моляров, отклонением средней линии, двусторонним задним перекрестным прикусом и глубоким небом (Фото 1). После рентгенологического исследования подтверждено отсутствие следующих зубов: 16,26 и 46, зубного зачатка 15 и всех постоянных вторых моляров (Фото 2). Согласно данным родителей другие члены семьи также имели агенез зубов, а конкретно бабушка по папе, дядя, тетя и отец (Фото 3).
Фото 1: Внутриротовые фотографии (а) Фронтальный вид (b) верхний зубной ряд (с) нижний зубной ряд.
Фото 2: ОПТГ, демонстрирующая отсутствие зубов.
Фото 3: Родословная семьи с олигодонтией, стрелкой показан пробанд. Черные фигуры – пораженные, белые фигуры – непораженные, квадраты – мужчины, круги – женщины.
Важно добавить, что пациент был отправлен на ортодонтическое лечение в подходящем возрасте, а после коррекции кости и положения зубов, она прошла ортопедическую реабилитацию. Вдобавок назначены регулярные контрольные визиты и даны указания по гигиене полости рта.
Генетический анализ
Для получения геномной ДНК произведен забор эпителиальных клеток слизистой оболочки полости рта по утвержденному протоколу. Анализу подвергалась ДНК показателем 260/280 выше 1,8. Были выделены два участка в двух генах путем ПЦР методом TaqMan с дальнейшими пробами на аллельное различие, проведенными при помощи Stragene Mx3005P PCR system (Stratagene, La Jolla, CA, USA).
Результаты отбора генов и анализа полиморфизма единичных нуклеотидов
Мы отобрали гены, участвующие в краниофациальном развитии и полиморфизме (rs522616), которые до этого были изучены у бразильской популяции с расщелинами в полости рта. Согласно Letra генетический маркер в MMP3 (rs 522616) показал существенную взаимосвязь со всеми типами расщелин у изученных индивидов. Вдобавок анцестральный аллель (А) в данном полиморфизме был ассоциирован с повышенным риском расщелин полости рта. Наш генетический анализ установил генотип для анализированного пациента – АА. Другими словами, ребенок был носителем двух копий аллелей А, ассоциированных с расщелинами полости рта.
Касательно гена BMP2, недавнее исследование доказало его роль в развитии скелета. Краниосиностоз, раннее закрытие одного или более черепных швов, достаточно частая врожденная аномалия. Аллель С оказалась ассоциирована с этим заболеванием. Наш анализ обнаружил генотип СС. Мы выдвинули предположение, что ребенок был носителем двух копий аллеля С.
Обсуждение
Гены PAX9, MSX1, AXIN2 и EDA связаны с этиологией агенеза зубов. Однако в процессе исследования были изучены и другие гены на предмет их ассоциации с челюстно-лицевыми патологиями. Среди них особенно выделяется MMP (matrix metalloproteinase gene), играющий важную роль в краниофациальном развитии, а также BMP (bone morphogenetic protein genes), который напрямую участвует в каскаде реакций на первых этапах одонтогенеза. В предыдущем исследовании были отобраны полиморфные rs522616 (MMP) и rs1884304 (BMP2). Letra подтвердил, что несмотря на четко неустановленную функцию, варианты rs 522616 (MMP3) располагаются в промотре гена и имеют регуляторный эффект на транскрипцию и функцию. Недавнее исследование предположило, что аллель А может усиливать промотрную активность и аугментировать фактор транскрипции. Также Mu при помощи биоинформатики установил, что полиморфный BMP2 имеет разные структуры BMP мРНК, а G аллель требует больше энергии для стабилизации мРНК, чем аллель А.
Исследование также предположило, что ген BMP2 прочно ассоциирован с расщелинами губ и случаями отсутствия зубов, а также тяжестью проявления данных патологий. Kuchler подтвердил, что полиморфизм в гене MMP3 был ассоциирован с раселиной губы и неба, а также агенезом зубных зачатков. Bartzela установил, что частота зубных аномалий связана с тяжестью расщелин и мальформаций.
Важно заметить, что несмотря на генетическое исследование данного случая, демонстрирующее полиморфизм в обоих генах MMP3 и BMP2, интерпретацию результатов следует проводить с осторожностью, так как данный случай является изолированным, в котором не проводился генетический анализ родственников. По этой причине для выявления возможной взаимосвязи были привлечены данные литературы. Проведен тщательный мониторинг литературы, но другого случая с полиморфизмом в исследуемых генах и агенеза зубов найдено не было.
Диагностика агенеза зубов зависит от анамнеза, клинического и рентгенологического обследования. Кроме того для ранней диагностики такой патологии обязательным является выполнение ОПТГ. Данное исследование помогло определить отсутствие зачатков зубов в описываемом клиническом случае: верхнего левого второго премоляра, верхнего правого и левого первых моляров, нижнего правого первого моляра и всех вторых премоляров. Ситуация с отсутствием вторых премоляров, латеральных резцов и третьих моляров встречается весьма часто, однако, агенез первых и вторых моляров, как в данном клиническом примере, редкое явление. Согласно Abe частота отсутствия верхних первых моляров составляет 0,5%.
По данным литературы, существует высокое превалирование отсутствия постоянных первых моляров симметричным характером на верхней зубной дуге. Однако никаких данных не получено по двустороннему отсутствию аналогичных зубов на нижней челюсти. Ребенок, представленный в данном клиническом случае, имел симметричное или двустороннее отсутствие постоянных первых моляров на верхней челюсти, в то время как на нижней челюсти, произошел агенез только постоянного правого первого моляра.
Когда мы говорим об агенезе зачатков постоянных вторых моляров, мы должны принимать во внимание данные Moyers, которые говорят, что развитие зачатков постоянных вторых моляров происходит в возрасте 3 лет у обоих полов. Таким образом, в возрасте 9 лет, данные зачатки уже должны быть видимы рентгенологически, по этой причине авторы смогли заявить об отсутствии данных зубов у ребенка.
Неизбежным последствием олигодонтии является малокклюзия из-за неадекватного положения зубов в процессе роста, недостаточности альвеолярного отростка из-за неполного комплекта зубов и избыток места между зубными дугами. В данном случае, все вышеуказанные характеристики были очевидны, поэтому пациент направлен на ортодонтическое лечение. Кроме того, в подходящем возрасте должна быть проведена ортопедическая реабилитация.
Подведя итог, можно сказать, что агенез зубов представляет собой клиническую и социальную проблему, так как такие пациенты обычно страдают от неадекватного жевания, малокклюзии, фонетики и неудовлетворительной эстетики. Данные проблемы также имеют поведенческий оттенок и воздействие на личность пациента, поэтому ранняя диагностика, ведение и лечение таких состояний на подходящем этапе приобретают особенную важность.
Авторы: Orlando Lopes Coelho Neto, Maria Fernanda Reis, TicianaMedeiros de Saboia, Patricia Nivoloni Tannure, Leonardo Santos Antunes, Andrea Goncalves Antonio
0 комментариев