Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Экспресс-диагностика пациентов с целью определения тактики взаимодействия с ними

Авторы:

Бойко Виктор Васильевич

Академик Петровской академии наук и искусств, Академик международной Балтийской педагогической академии, доктор психологических наук, профессор, председатель секции психологии СтАР, орден за заслуги перед стоматологией, внесен в энциклопедию «Золотые имена России».


Начну с позитива: в Интернете стали появляться публикации стоматологов о наблюдаемых типах посетителей клиник – признак делового подхода к практике. Например, одна статья рассказала о «женщине-контролёре», которая, находясь в кабинете, беспокоилась о сохранности своей сумочки, не сводила с неё глаз. Хорошо, что врач подметил особенности поведения пациентки. А теперь о том, что плохо: во-первых, пациентка вызывала раздражение стоматолога, во-вторых, его вывод свелся к банальному умозаключению – пришла лечиться, а отвлекается на пустяки. Это пример симплификации (от лат. simplex – простой и facere – делать), упрощения, которое недопустимо при изучении проблем. Симплификация - неадекватный стереотип осмысления действительности, который не позволяет понять сущность явлений, «распредметить» их, научиться управлять ими. К сожалению, симплификация – весьма распространенное явление в разных аспектах нашей действительности, включая стоматологию, когда она касается маркетинга, психологии, командой работы, обучения кадров.

Экспресс-диагностика пациентов с целью определения тактики взаимодействия с ними

Подойдем к экспресс-диагностике пациентов серьёзно.

Врачи, ассистенты, администраторы должны:

  • владеть навыками элементарной экспресс-диагностики пациентов. Экспресс – значит, осуществляется «здесь и сейчас», диагностика – значит, имеет научное обоснование, подкрепления практикой;
  • применять диагностику на разных этапах общения с пациентами (встреча, сопровождение в кабинет, адаптация в кабинете, процесс лечения, обсуждение плана, стоимости лечения, гарантий, гарантийное облуживание);
  • разграничивать варианты проявления нормы и проблемных случаях;
  • активно и поэтапно внедрять в практику.

Основная цель экспресс-диагностики - осуществлять с конкретным пациентом стиль взаимодействия, адекватный его психологическим особенностям, что отвечает субъектно-ориентированному, персонифицированному общению.

Рассмотрим проблему применительно к работе ассистента и стоматолога: что нужно заметить в поведении пациента и как реагировать.

1. Ассистент осуществляет экспресс-диагностику пациента на этапе встречи и сопровождения в кабинет.

Признаки поведения пациента

Тактика поведения ассистента

«Открытый к общению»

  • открытость поз,
  • смотрит в глаза,
  • приветлив,
  • заметно желание войти в контакт: вопросына какие-либо темы, речевая активность на пути в кабинет.

Подчеркнутая готовность к общению: обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, открытая улыбка, контакт глазами, ответы на вопросы;

  • поинтересоваться самочувствием;
  • сказать, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть информация о совместном общении).
  • держаться в личной зоне (60-80 см.)

«Закрытый к общению»

  • нежелание общаться: формально отвечает или не отвечает на приветствие, ни о чем не спрашивает;
  • стремление сохранять дистанцию;
  • слабые невыразительные эмоциональные реакции;
  • «лицо-маска», отстраненное выражение лица

«Стандарт приветствия»:

  • легкая улыбка, приветливый тон, обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток;
  • не всматриваться в выражение лица (это может расцениваться как нарушение личностного пространства);
  • минимум инициативы в общении;
  • публичная дистанция (150-200 см.).

(Тактика сохраняется до момента, пока дальнейшая диагностика не покажет, открытость пациента к общению).

«Уравновешенный»

  • размеренные движения, малый и средний круг жестов;
  • мягкая мимика лица;
  • спокойный голос;
  • неспешно собирает вещи, откладывает в сторону журнал, который просматривал.

«Стандарт приветствия»:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон;

  • не разглядывать пациента (это может не нравится ему: «что меня разглядывать?»);
  • не показывать недовольство медлительностью пациента;
  • сопровождать в кабинет в спокойном темпе (спешка может вызывать его недовольство).

«Неуравновешенный, возбужденный»

  • суетливость, спешка при собирании своих вещей;
  • повышенная двигательная активность (глаза, руки, движения головы);
  • оправдание за то, что долго собирается.

«Стандарт приветствия»:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон;

  • обязательно принести извинение в случае задержки с приемом даже на несколько минут;
  • сначала проявить эмоциональное участие: приветливый, успокаивающий тон общения, просьба не спешить;
  • сказать, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть соответствующая информация).
  • при сопровождении в кабинет можно постепенно ускорять темп движения (важно внушать пациенту действовать так, как нужно медперсоналу);
  • внимательно сопровождать в кабинет: идти на полшага впереди, не забегать вперед, отслеживать взглядом движения пациента - успевает, не отстает ли;
  • рукой показывать направление движения – прямо, куда повернуть.

«Уверенный в себе»

  • правильная осанка: прямая спина, поднятая голова, развёрнутая грудная клетка, плечи на одном уровне, втянутый живот;
  • твердая походка;
  • живая речь, четкость произнесения слов;
  • открытый взгляд.

«Стандарт приветствия»:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон;

  • обязательно принести извинение в случае задержки с приемом даже на несколько минут;
  • показывать деловитость в общении, эмоциональную сдержанность;
  • четко произнести приглашение в кабинет, показывать направление движения.

«Неуверенный в себе»

  • робость, нерешительность, застенчивость;
  • неуверенный взгляд, избегание контактов взглядов,
  • закрытость (полу закрытость) поз;
  • бесцветный, монотонный, тихий голос.

Подчеркнутое радушие:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, демонстрировать готовность к общению: открытая улыбка, приветливый тон, доброжелательные интонации;

  • вопрос о самочувствии;
  • сказать о том, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть соответствующая информация).
  • неспешное сопровождение в кабинет;
  • отслеживание действий пациента, требующих от него напряжения и подсказывать направление движения;
  • слова поддержки: «Вас будет принимать очень внимательный, отзывчивый доктор» (комлиментарные оценки в адрес доктора произносить только в оправданных случаях).

«Естественный»

  • непринужденность поведения;
  • умение не замечать досадные мелочи;
  • уважительное отношение к персоналу;
  • доверительность в общении;
  • вопросы на разные темы.

«Стандарт приветствия»:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон;

  • радушие, отзывчивость;
  • ответная естественность поведения - без каких-либо признаков слащавой любезности, общения «на короткой ноге»;
  • ответы на вопросы.

«Демонстративный, истероидный».

  • признаки психологической неадекватности:

у женщин - яркая одежда (обычно красных тонов) и макияж; стиль одежды и поведения не соответствует возрасту, аксессуары, бросающиеся в глаза;

у мужчин – «петушиный» вид (при этом обычно маленький рост), грудь «колесом», заниженный, либо завышенный регистр голоса, пёстрый галстук, смотрит свысока;

у мужчин и женщин – игра на зрителя, желание перехватить взгляд, вычурность поз; преувеличенная жестикуляция мимика с оттенком брезгливости.

Подчёркнутая любезность:

обратиться по И.О., приветливый тон, поздороваться с учетом времени суток, слегка поклониться, искренне улыбаясь;

  • проявлять внимание, заботу, уважение на этапах лечения (действия по формуле AСR).
  • искренне извиниться в случае задержки с приемом даже на несколько минут, при этом смотреть в глаза, отметить, что вы и врач переживаете ситуацию;
  • упреждение психотравмирующих обстоятельств: отклонений от стандартов культурного и медицинского сервиса, эпидемиологического режима.

«Скромный, непритязательный»

  • стремление не обращать на себя внимание, быть незаметным, не докучать вопросами;
  • отсутствие вычурных деталей в одежде и поведении;
  • «угловатость» в поведении, экономичные движения рук, ограниченность поворотов головы.

«Стандарт приветствия»:

обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон;

  • радушие, внимание, отзывчивость;
  • ответная естественность поведения: без каких-либо признаков слащавой любезности, общения «на короткой ноге»;
  • ответы на вопросы.

«Важная персона»

  • стремится подчеркнуть свою значимость - социальный, материальный статус;
  • требует почтения, особого отношения к себе;
  • особенности поведения: важная походка, размеренная речь (растягивание слов), высокая посадка головы, поднятый подбородок;
  • отношение к окружающим: высокомерие, безразличие, взгляд с боку или «поверх голов», «косая» улыбка;
  • склонность читать мораль, отчитывать за допущенные ошибки, придирчивость к мелочам;
  • способен унизить персонал.

Основной стиль общения - подчёркнутая любезность, терпение, спокойствие.

Пациент платит деньги, на многое в его поведении не нужно обращать внимание, если выходки «персоны» не оскорбляют вас лично.

  • обратиться по И.О., приветливый тон, поздороваться с учетом времени суток, слегка поклониться, открыто улыбаясь;
  • искренне извиниться в случае задержки с приемом даже на несколько минут, при этом смотреть в глаза, отметить, что вы и врач переживаете ситуацию;
  • особое внимание, почтительность, сдержанное восхищение;
  • публичная дистанция (метр и более);
  • изысканность манер;
  • подчеркнутая предупредительность - устранение психотравмирующих обстоятельств;
  • в ожидании приема показывать высокий класс обслуживания;
  • ответственно работать с Договором, Информированными Добровольными Согласиями, анкетой о соматическом здоровье.


2. Ассистент и врач проводят экспресс - диагностику пациента на этапе освоения обстановки в кабинете и подготовки к лечению.

Признаки поведения пациента

Тактика взаимодействия ассистента и врача

«Внимательный»

  • острый, наблюдающий взгляд;
  • адекватные вербальные и невербальные реакции на просьбы, указания персонала;
  • понимание с полуслова;
  • точные, адекватные вопросы;
  • отсутствие признаков суетливости, волнения, излишнего напряжения.

Краткое обязательное общение в процессе выполнения манипуляций – просьбы, команды персонала.

  • деловой, но мягкий тон общения;
  • врач и ассистент проявляют невербальную рефлексию - отслеживают правильность понимания и выполнения пациентом указаний.

«Невнимательный»

  • рассеянный, неспособный концентрироваться;
  • не координированные движения;
  • нечетко следует указаниям и подсказкам медперсонала;
  • растерянный взгляд;
  • переспрашивает, что и как делать;
  • повторяет указания врача и ассистента; возможно, пациент плохо слышит.

Необходима активизация внимания пациента: спокойное повторение просьб, команд, четкое произнесение слов

  • не допустимо показывать недовольство, раздражение поведением пациента, спешку;
  • говорить с пациентом громче, если замечено, что он плохо слышит.

«Активный»

  • действует быстро, динамично двигается;
  • ускоренная, беглая речь;
  • хорошая логика, последовательное изложение мысли;
  • активно реагирует на ситуации;
  • задает уместные уточняющие вопросы.

Приблизиться к ритму действий пациента – его движениям, речи:

  • быстро реагировать:
    • на вопросы
    • на перемены в состояниях
  • демонстрировать собранность, деловитость;
  • чётко формулировать мысли, просьбы, ответы на вопросы.

«Пассивный»

  • замедленные реакции;
  • долго усаживается в кресле;
  • медленно поворачивает голову по просьбе врача, ассистента;
  • перед тем как выполнить просьбу, «блуждает» глазами, размышляет.

Подстроится к темпу реагирования пациента:

  • спокойная, размеренная речь,
  • плавные движения,
  • терпение, выдержка;
  • ожидание пока пациент примет удобную позу;
  • выслушивать высказывания пациента до конца, не перебивая;
  • давать обратную связь - словесную и невербальную (кивок головы, прикосновение рукой, если пациент кинестезически доверчив).

«Мнительный»

  • настороженный: ко всему присматривается, контролирует обстановку;
  • напряженный, изучающий взгляд на персонал;
  • держит под контролем свои вещи - всё ли на месте;
  • несколько брезгливое или откровенно вопросительное выражение лица;
  • насупленные брови;
  • паузы перед исполнением рекомендованных действий;
  • отслеживает взглядом действий персонала;
  • «ловящий» взгляд и «прислушивающееся» ухо;
  • нервозные движения головы, пальцев рук;
  • улавливает все сигналы отклонения от должного (падение инструмента, отставание ассистента от темпа работы врача, нарушения эпидрежима).

Исключить отклонения от должного – всё пояснять, соблюдать правила эпидрежима;

  • посредством комментария упреждать обстоятельства, которые могут ассоциироваться с угрозой для благополучия;
  • в случае явной настороженности, спросить о том, что беспокоит, дать четкое логичное пояснение: «Все идет нормально»;
  • размещать личные вещи пациента в зоне его видения (портфель, сумочку).

«Аудиальный»

  • повторяет слова и как бы тянет ухо к говорящему; реагирует глазами, лицом, кивками головы на логику, ударные слова, пояснения и просьбы персонала;
  • показ моделей, рисунков воспринимает без особого внимания - старается больше понять, чем увидеть;
  • говорит комплименты приятному голосу врача, ассистента.

Врач и ассистент должны подстроиться к аудиальному типу отражения действительности, тем самым облегчая пациенту восприятие информации. Уместны:

  • логичность повествования,
  • четкость речи,
  • аргументы (почему это так, зачем делается так, что будет в результате),
  • мягкое звучание голоса,
  • передача состояний и отношений при помощи интонаций,
  • предложение: «давайте рассуждать».

«Визуальный»

  • пытается взглядом контролировать действия персонала;
  • внимательно смотрит в глаза говорящему, на губы, словно читает по губам;
  • внимательно рассматривает рисунки, снимки, модели;
  • следит за пальцем руки врача, когда он что-либо показывает на моделях и снимках.

Врач и ассистент должны подстроиться к ведущей визуальной системе пациента при восприятия информации, в результате он легче схватывает и понимает пояснения, испытывает чувство удовлетворенности от общения с персоналом. Уместны:

  • демонстрация наглядных пособий,
  • показы на экране компьютера
  • рисунки от руки по ходу объяснений чего-либо,
  • изящность движений,
  • образность, детальность повествований в расчете на воображение;
  • приглашения: «представьте себе».
  • следует общаться при контакте взглядов.


3. Ассистент и врач проводят экспресс - диагностику пациента на этапе лечения.

Признаки поведения пациента

Тактика поведения ассистента и врача

«Кинестезически (сенсорно) доверчивый»

  • спокойно переносит прикосновения персонала и как бы получает удовольствие от этого;
  • тщательно расправляет, теребит салфетку перед, тем как вытереть губы;
  • ворочает головой, двигает руками и ногами в поисках удобных положений;
  • разговаривая с персоналом, обращаясь за вопросами, берет за руку врача или ассистента;
  • отмечает, что у врача или ассистента мягкие руки;
  • засыпает на приеме.

Основной принцип взаимодействия – осторожное вхождение в сенсорное пространство пациента, это он может оценить как лично-ориентированное общение:

  • прикосновения к руке пациента в целях:
    • подчеркнуть значимые элементы информации;
    • поощрить в случае правильного выполнения просьб персонала;
    • успокоения в случае дискофорта.

«Кинестезически (сенсорно) недоверчивый»

  • старается избегать прикосновений, а когда прикасаются к нему, быстро убирает руку;
  • автоматически отодвигается, когда врач или ассистент приближает к нему лицо, корпус;
  • держится в публичной зоне;
  • отстраненность во взгляде;
  • впечатление будто плохо слушает, мало чем интересуется.

Основной принцип общения – по возможности не вторгаться в сенсорное пространство пациента:

  • выдерживать дистанцию в общении;
  • не прикасаться к рукам, не поглаживать;
  • минимально контактировать глазами;
  • предупреждать о пальпации полости рта;
  • пояснять суть использования коффердама,
  • дышать в сторону.

Тип личности: Невротический, склонен к быстрой смене настроений

  • Повышенная утомляемость:
    • быстро устает держать рот открытым;
    • не может долго находиться в одной позе;
    • проявляет нетерпение;
  • Неустойчивость настроений:
    • периоды покоя сменяются бурными эмоциями;
  • Повышенная чувствительность, раздражительность, впечатлительность:
    • мешают свет, звуки, запахи;
    • раздражают заминки в процессе лечения, хождения кого-либо по кабинету, посторонние лица;
    • беспокоят неловкие манипуляции персонала;
  • Готовность показывать обиды, раздражение:
    • капризы, упрямство;
    • гипертрофированная мимика, слезы.
  • Предупредить о возможном дискомфорте (всякий раз об одном и том же):
    • о горьком, соленом, терпком привкусе препарата,
    • о том, что во время процедуры могут сохнуть губы или рот,
    • о том, что во рту должна присутствовать влага (пациент может считать, что влага оставлена из-за невнимательность персонала),
    • о постановке ватных тампонов и связанных с этим ощущениях,
    • о том, что руки врача или ассистента будут упираться на лицо пациента,
    • о специфическом шуме или давлении инструментов, вращающихся с той или иной скоростью,
    • об изменении положения кресла.
  • Устранять обстоятельства, вызывающие физический дискомфорт:
    • убирать свет лампы, чтобы не бил в глаза;
    • не допускать во время лечения хождений по кабинету, отвлечения персонала на поиски инструментов;
    • не нарушать требования дезинфекции.
  • При любой возможности делать паузы для релаксации;
  • Эмоциональная включенность в ситуацию:
    • Попечительский интерес к состояниям пациента (вербально и невербально);
  • Сочувствие, сопереживание.

«Апатическая депрессия»

  • Пассивность:
    • сниженное внимание;
    • безразличие к информации и действиям персонала;
  • Эмоциональная подавленность:
    • маска печали;
    • однообразие, бесцветность эмоций;
    • тихая замедленная речь.
  • Запаздывающие реакции на информацию во время лечения:
    • о содержании проблемы, плана лечения;
    • о прогнозе гарантий,
    • о возможных дискомфортах после лечения.

Основной принцип общения персонала - мягкая настойчивость, чтобы в максимальной степени устранить апатию, ибо пациент должен активно воспринимать информацию:

  • Врач и ассистент чётко доносят до сознания пациента советы, содержание процедур, суть гарантии и прочее:
    • ясная речь, короткие фразы,
    • повторы важного;
  • Рефлексивное слушание пациента – врач и ассистент проверяют, правильно ли они понимают сказанное пациентом;
  • Рефлексия персоналом своего поведения - что, как, зачем, с каким эффектом мы говорим и делаем.

«Тревожная депрессия»

  • Тягостное, мучительное ожидание процедур (как бы чего не случились):
    • пациент опасается чего-то непоправимого;
    • обращается к персоналу с вопросами: что будет дальше, будет больно, сколько времени до конца лечения;
  • Находясь в кресле, нередко мечется, охает и стонет;
  • Может враждебно относится к персоналу;
  • Настораживается и переживает несогласованные действия персонала.

Основной принцип общения с пациентом - подчеркнутая опека, забота о его физическом благополучии.

  • Особое внимание к моментам, требующим от пациента концентрации усилий, внимания, терпения:
    • пояснения, что предстоит делать, какие ощущения возможны, сколь длительны отдельные манипуляции;

Эмоциональная включенность персонала в ситуацию: пациент должен убеждаться в том, что врач и ассистент всё держат под контролем, активно реагируют на его состояния, незамедлительно успокаивают, останавливают мануальные действия, если пациент испытывает дискомфорт.

Статьи от брендов

0 комментариев