Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Эмпатия - это не сочувствие и не сопереживание. Нужно ли «прописывать» её всему персоналу?

30.04.25 30 апреля 2025 0

Авторы:

Бойко Виктор Васильевич

Академик Петровской академии наук и искусств, Академик международной Балтийской педагогической академии, доктор психологических наук, профессор, председатель секции психологии СтАР, орден за заслуги перед стоматологией, внесен в энциклопедию «Золотые имена России».


Сегодня об эмпатии рассуждают все, кто способен выговорить это слово и хочет поумничать в информации о межличностной коммуникации. Обычно повторяются однотипные суждения либо эмпатия обрастает вымыслами и ассоциациями на потребу неподготовленной аудитории.

Эмпатия - это не сочувствие и не сопереживание. Нужно ли «прописывать» её всему персоналу?

Примитивность сообщаемой информации не стимулирует инновационную активность её получателей, но создает иллюзию осведомленности.

Вот фрагменты монолога об эмпатии, который выдаёт автор семинара, характеризуя умения хорошего администратора в клинике. Он должен обладать эмпатией. Эмпатия – это «желание помогать людям», «чувство заботы», «умение посочувствовать», «умение реагировать на просьбы», «отзывчивость на просьбы», «общительность», «умение продавать», «симпатия к людям», «любовь к людям». Как видим, в описание эмпатии включены разные психические качества – нравственные, эмоциональные, коммуникативные, предпринимательские («умение продавать»), надуманные («симпатия к людям» - что это?), многозначные («любовь к людям» - что это?). Включился генератор случайных мыслей. Пользоваться такими представлениями об эмпатии, корректировать её в поведении людей, внедрять в профессиональную деятельность, измерять по показаниям – невозможно. Это образец отсутствия понятийного мышления и забалтывания значимости психического явления.

«Идея пришла в голову и теперь упорно ищет мозг» (М. Жванецкий).

Если мой читатель хочет ознакомиться с эмпатией, оценить свои потенциалы и применять её на практике, предоставляю такую возможность.

Что означает понятие «эмпатия»

Как и где оно появилось при описании поведения людей? Чем эмпатия отличается от разных форм сострадания - сочувствия, сопереживания, соучастия?

Сострадание - более древнее слово; оно было частью языка с 14 века и произошло от латинских com- и pati, что означает «терпеть, страдать». Эмпатия — термин 20-го века, перевод с немецкого Einfühlung «вчувствование в»). В переводе с английского еmpathy – feeling-in - вчувствование. (Оксфордский словарь). Первое упоминание empathy (эмптии) зафиксировано в 1909. Термин стал использоваться в контексте философии, эстетики, психиатрии и психологии.

Представители психоанализа подчеркивали, что эмпатию нельзя отождествлять с состраданием, что термин Einfühlung часто неправильно переводится как «симпатия» или «симпатическое понимание». Плохо образованные психологи, а также неграмотные наставники персонала в разных сферах медицины и их последователи отождествляют эмпатию с сочувствием и сопереживанием, при этом их не смущает то, что эти понятия «заняты», имеют свой смысл. И зачем нам вместо известных понятий употреблять импортное слово «эмпатия», если в нем нет особого содержания? Это также нелепо, если мы начнём слово «стол» заменять английским «тейбл».

Когда определение и измерение эмпатии сводится к сочувствию и сопереживанию - это серьёзная методологическая ошибка. Она приводит к игнорированию уникальной роли эмпатии в коммуникации и перечеркивает опыт психотерапии в диагностике и лечении пациентов. В Интернете есть тесты, которые якобы измеряют уровень эмпатии, один из них «Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathic Tendency Scale, EETS). Заявлена эмпатия, а опросник определяет способность сопереживать.

В чём отличия сочувствия, сопереживания и соучастия от эмпатии?

При сочувствии, сопереживании и соучастии субъектом (инициатором) взаимодействия является человек, который переживает эти состояния - он побуждает наблюдателей откликаться в ответ. Частица «со» в этих формах взаимоотношений передаёт смысл совместного действия партнеров. Сочувствие – демонстрация партнёру по общению того же чувства, которое он испытывает, воспринимаемому посылаются невербальные, главным образом, сигналы присоединения: вижу, понимаю, принимаю к сведению твое состояние, подстраиваюсь к твоему состоянию.

Сопереживание – та или иная степень эмоциональной поддержки партнера в его позитивном или негативном состоянии. Воспринимающий посылает воспринимаемому вербальные сигналы присоединения, передающие смысл: я на одной волне с тобой, переживаю происходящее вместе с тобой, разделяю твоё состояние, твою проблему, волнение, ты можешь рассчитывать на мою эмоциональную поддержку. Сигналы сопереживания передаются активно, экспрессивно с расчетом на то, что партнер непременно воспримет и однозначно расшифрует их смысл.

Соучастие – практическая помощь партнёру в ситуациях его эмоционально переживаемых затруднений. Воспринимающий помогает воспринимаемому советом или делом преодолеть возникшие затруднения. Например, администратор помогает маме обратиться в клинику, где могут принять ребенка с температурой, - созванивается, спрашивает о возможности приема, указывает адрес.

При эмпатии субъектом отношений становится эмпатирующий - он проявляет инициативу, «входит в состояние другого», «ставит себя на место другого», чтобы понять, почувствовать причину его состояний и поведения, поступая при этом осознанно, произвольно или бессознательно, непроизвольно.

Эмпатия как свойство индивида

В понятие индивида входят особенности человека, присущие всем другим людям, человеческому роду. Свойства индивида обусловливают нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности. Определяя функциональную роль эмпатии в деятельности мозга, следует ответить на вопросы: какую роль она выполняет в жизнедеятельности людей, что она «делает», для чего дана людям? Точно так, в психологии определяются функциональные предназначения разных свойств психофизиологической организации индивида - темперамента, характера, восприятия, памяти, внимания, мышления и прочих свойств.

Эмпатия – это способность индивида целенаправленно или бессознательно входить в состояния другого человека, воспринимать события с его точки зрения, представлять себя на его месте, чтобы понять причины и прогнозировать следствия его поведения.

Таково предназначение эмпатии как самостоятельного психического явления, именно такую функцию она выполняет в психике. Эмпатия – особый способ коммуникации, присущий людям. Каждый человек в той или иной степени способен «входить в состояние другого», предугадывать, предчувствовать состояния и поступки других. Воспользуемся философским понятием: с помощью эмпатии мы можем «распредмечивать» состояния и поступки другого человека - почему и что его побуждает вести себя именно так? Однако, как справедливо считают некоторые исследователи, наша способность эмпатически понимать других людей довольно низка. Каждый индивид способен бегать и прыгать, рисовать и петь, но не всякий станет выдающимся спортсменом или талантливым художником или вокалистом. Эмпатические способности людей ограничивают разные обстоятельства (см. дальше).

Способность к эмпатии, т.е. вчувствоваться в состояния другого, дана людям от природы, в том смысле, что мозг может воспроизводить такую способность на определенном этапе развития. (Подобно тому, как мозг в определенный период развития индивида обладает способностью непроизвольно овладевать речью. Исследования показывают, что речь начинает формироваться ещё в утробе матери). Есть данные, которые фиксируют более выраженную эмпатию у женщин по сравнению с мужчинами. Были эксперименты, когда добровольцам обоих полов показывали кого-то в состоянии боли, страдания – женский мозг реагировал гораздо сильнее, чем мужской. Но явление, по нашему мнению, не ограничивается «откликаемостью» на эмоциональные состояния других – это сопереживание. Женщины, склонные к эмпатии, «распредмечивают» эмоциональные состояния ребёнка, они «входят» в его состояния и «расшифровывают» их. Такая способность обнаруживается у большинства женщин после рождения ребёнка, по всей вероятности, эмпатия является формой доречевого общения. Чешский исследователь Трач фиксирует: мамы понимают, о чем сообщает малыш своими эмоциями: так он плачет, когда хочет есть, а так, когда ему скучно, а так, когда ему холодно. Мать эмоционально подстраивается к состояниям ребенка, чтобы легче войти в его состояния - лопочет на его языке, усиливает мимику, сюсюкает, отчетливо посылает сигналы своей включенности в разные его ситуации. Природе важно, чтобы именно мать, которая проводит больше всего времени с ребенком, была эмоционально открыта, сигнализировала ему о безопасности – я здесь, я рядом. У матерей с высоким уровнем эмпатии связь с повзрослевшими детьми сохраняется очень долго, вплоть до их смерти. По этому поводу известны воспоминания матерей, чьи сыновья погибали в Великой Отечественной Войне. Приходится признать, что эмпатия в определенных обстоятельствах может действовать на расстоянии. С возрастом эмпатическая связь матери с ребенком обычно снижается, что можно объяснить, в частности, «эмоциональной загруженностью мозга». Под влиянием данного фактора эмпатическая способность уступает место рациональным формам общения.

В проявлении эмпатии в той или иной степени участвуют:

Интуиция (позднелат. intuitio «созерцание» от гл. intueor «пристально смотрю»). В определении данного понятия разные авторы отмечают общие моменты: это способность человека понимать и проникать в смысл событий и ситуаций посредством единомоментного бессознательного вывода — озарения, инсайта. Интуиция на бессознательном уровне мгновенно обрабатывает имеющуюся у человека информацию и опыт и тут же вводит в сознание полученный результат. Иногда интуицию называют «чутьём» и проницательностью. С участием интуиции происходит «расшифровка» состояний другого человека, который является объектом познания – эмпатируемым.

Познавательные психические процессы. К ним относятся ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. В эмпатии они действуют с разной интенсивностью, но всегда «приглушенно» и скорее непроизвольно, в противном случае эмпатия будет искажаться и переходить в плоскость рационального анализа состояний и поведения объекта познания, т.е. эмпатируемого. Такой переход от непроизвольного «вхождения в другого» к рациональному познанию человека справедливо отрицается в психоанализе. По нашему мнению, важнейшим элементом эмпатии является внимание – познавательный психический процесс, функция которого – выявление отклонений от должного, заданного, обычного. Эмпатирующий непроизвольно подмечает, что происходит с эмпатируемым, что не так в его эмоциональных проявлениях.

Эмоциональная отзывчивость. Это обязательное условие эмпатии, которое проявляется в способности непроизвольно подмечать и эмоционально реагировать на перемены в эмоциональных состояниях людей.

Нейронное отражения эмоциональных состояний людей. Итальянский нейробиолог Д. Ризолатти в 1992 обнаружил уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей. Эти клетки, как зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали действия сами. Именно зеркальные нейроны помогают нам подсознательно, без всякого мыслительного анализа, а видя лишь мимику и жесты, понимать эмоции другого человека. Так происходит, потому что благодаря «отражению» в мозгу, мы сами начинаем испытывать те же ощущения. Эксперименты показали, что у женщин зеркальных нейронов в эмоциональной системе больше, чем у мужчин. Не исключено, что чёрствых и равнодушных людей природа обделила эмоциональными зеркальными нейронами. Недостатки нейронного отражения им приходится преодолевать волевым усилием, мотивацией – «включать» сознание, чтобы распознавать эмоциональное состояние других.

Эмпатия как процесс

Процесс эмпатии - период активного, непосредственного, «здесь и сейчас» вхождения в состояние другого с целью почувствовать себя на его месте.

Одно из ранних сообщений на английском языке о процессе эмпатии встречаем в описании поведения посетителя картинной галереи, который остановился перед творением художника и пытается понять: что хотел сказать живописец своим сюжетом, почему он именно так построил изображение? То есть зритель хотел проникнуть в состояние мастера. Для специалиста-психоаналитика это аналог взаимодействия с пациентом «здесь и сейчас». Эмпатия выступает как инструмент вхождения в состояние другого, как «перенос себя в психику другого человека», понимание событий пациента «изнутри», восприятия мира с точки зрения пациента (К. Ясперс). Эмпатия - процесс, посредством которого человек входит в личный мир восприятия другого человека (К. Роджерс). В психиатрии - это процесс выслушивания и настройки на партнера по взаимодействию. (Х. Кохут).

Одно из первых описаний «механизма» клинической эмпатии сделал в 1905 году Зигмунд Фрейд: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Как видим, основоположник психоанализа не определял задачу проявлять сочувствие и сопереживание к наблюдаемому человеку, для практикующего врача важно понять другого «через себя», путем вхождения в состояние другого и сравнения с собою. Задача - выяснить, что и как привело человека к определенным психическим нарушениям, как образовались у него конкретные психические реакции, состояния (чувства, переживания), личностные качества (установки, привычки, стандарты поведения)? Врачу надо понять, почему и как возникшие свойства личности проявляются и управляют ею в настоящем?

Если эмпатия – свойственное людям явление, состояние и процесс, то она должна проявляться в разных аспектах деятельности людей.

Не может быть так, чтобы до появления слова эмпатия в смысле «вчувствование в состояние другого», никто не подразумевал эмпатию и не переживал её.

- О чем, как не об эмпатии, пишет Л. Н. Толстой: «Автору литературного произведения необходимо носить обувь своих героев, рядиться в шкуру своих персонажей».

- Г. Флобер вспоминал: «Когда я описывал сцену отравления Эммы Бовари, я так явственно ощущал вкус мышьяка и чувствовал себя настолько действительно отравленным, что перенёс два приступа тошноты, совершенно реальных, один за другим, и изверг из желудка весь обед».

- Вся программная, сюжетная музыка основана на эмпатии: автор, сочиняя произведение, как бы входит в состояние будущего слушателя и музыкальными средствами создаёт образы и настроения, которые будут слушателю понятны и адекватно расшифрованы. Примеры: «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсаков. - Сочинитель и слушатель испытывают одинаковые физические реалии преодоления воздушного пространства. «Времена года», фортепианный цикл Чайковского. – Автор средствами музыки передаёт образы конкретных состояний природы, а слушатель расшифровывает их на основе личных впечатлений. «Рассвет на Москва-реке» вступление к опере «Хованщина» Мусоргского. – Звуковая передача красок медленно пробуждающегося дня, использованная композитором, вызывает те же впечатления в восприятии слушателя. «Джульетта – девочка» пьеса из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева. – Музыкальная зарисовка радости и беспечности ребенка адекватно воспроизводится в сознании слушателя.

- Потрясающее полотно «Лунная ночь на Днепре» Куинджи – это не фосфорическое сияние, озарившее реку. Это результат предвосхищение художником чувственной реакции зрителя. Как отметил один критик, «природа в картине передана через чувства горожанина, потерявшего органичную связь с миром природы и стремящегося в него вернуться».

- На эмпатии основана лирическая поэзия. Стихотворец изливает душу, входит в состояние читателя, рассчитывая на адекватную ответную реакцию. Эмпатический процесс состоялся. Эмпатия – визитная карточка лирического поэта, канал доступа к состояниям почитателей.

Что влияет на качество процесса эмпатии?

При ответе на этот вопрос невозможно игнорировать опыт психоанализа, в котором эмпатия рассматривается как самостоятельный инструмент исследования и лечения больных, страдающих психическими расстройствами. Представители психотерапии сформулировали условия корректного эмпатического процесса (З. Фрейд, К. Ясперс, К. Роджерс, Х. Кохут). Вот наши обобщения, полезные разным специалистам, прибегающим к эмпатии:

  • Недопустимость проекции. То есть приписки наблюдаемому человеку психологических свойств и состояний наблюдателя.
  • Эмпатия предполагает внимание к состояниям эмпатируемого, но без попыток интеллектуальной их интерпретации. Интеллектуальная интерпретация состояний другого человека исключена. По нашему мнению, это будет не эмпатия, т.е. feeling-in – вчувствование, проникновение в психику другого человека, а рефлексия, т.е. reflexio – отражение, «обращение разума назад», повторение и осмысление происходящего в процессе взаимодействия с партнёром. Это будет рефлексия либо первого порядка, т.е. размышление о том, что Я делаю, как веду себя, что говорю, правильно ли поступаю? Либо рефлексия второго порядка - размышление о том, что думает или переживает партнер в процессе взаимодействия, как относится к моим словам, поступкам, решениям, какие выводы делает?
  • Эмпатия должна быть аффективной. т.е. распознавать эмоциональные состояния другого человека. Это компонент – вчувствования, а сочувствие и сопереживание лишь сигнализируют о восприятии состояний другого. Единственный случай, когда обоснованно можно говорит об эмпатии, если заявляется о способности чувствовать боль другого человека, здесь имеет место эффект «вчувствования» в состояние другого.

Что снижает эффективность процесса эмпатии или исключает ее?

1. Безразличие к эмоциональным состояниям партнеров по общению. Это может быть следствием либо полного отсутствия интереса к окружающим (нравственный дефект), либо результатом временной апатии, вызванной стрессом, мощным расходом психической энергии, например, переутомлением.

2. Снижение эмоциональной отзывчивости. Может быть обусловлено слабостью ответных эмоциональных реакций, эмоциональным притуплением, снижением яркости чувств. В более сложных случаях проявляется «уплощённый аффе́кт» — расстройство аффективной сферы, характеризуется ограниченностью в выражении эмоций, их слабой интенсивностью. Мимика при уплощённом аффекте выглядит «деревянной» и безжизненной, а чувства выражаются слабо, либо вовсе не обнаруживаются. Уплощённая аффективность характерна для психопатических личностей, например, лиц с шизоидным расстройством, а также страдающих расстройствами шизофренического спектра.

3. Негативная психическая энергия. Живой мозг - орган, с помощью которого происходит преобразование разных видов материальной энергии, воздействующих на человека, в психическую энергию (энергию идеального) и обратно: психической энергии (энергии идеального) - в разные виды материальной энергии. Психическая энергия — это деятельность нематериальных (идеальных) явлений психики, обладающих информацией, которая сосредоточена на разных ее уровнях — сознания, предсознания, подсознания и бессознательного. У человека преобладает энергия того или иного качества - положительная, нейтральная или негативная. Это обусловлено благоприятными или неблагоприятными впечатлениями о прожитых годах, удовлетворенностью или разочарованиями достигнутым, отношениями с близкими и сослуживцами, особенностями характера и темперамента, состоянием здоровья и т.д. Психическая энергия аккумулируется и воспроизводится непроизвольно. У каждого человека есть «энергетический двойник». Он участвует во всех формах взаимодействия с другими людьми и является активным посредником общения, который влияет на его результаты. Преобладание негативной психической энергии – противопоказание для работы с людьми. Основные признаки негативной энергии: постоянное напряжение в теле, сумрачное выражение лица, человек мало общается глазами, насторожен, неохотно отвечает на вопросы. Это явные препятствия для эмпатии.

4. Вязкая и жёсткая экспрессия. Экспрессия — это информационно-энергетическая насыщенность телодвижений человека, отражающая силу и значимость переживаемых им внутренних и внешних воздействий. Эмоционально-психические состояния, как известно, проявляются:

  • в мимике лица — в выразительных движениях мышц лица, включая движения глаз;
  • в пантомимике — в выразительных движениях корпуса тела, рук, плеч, в осанке, походке человека;
  • в вокальной мимике — в динамической и смысловой характеристиках звуковой речи — ритм, теми, интонация, вибрация голоса;
  • в телодвижениях - походка, движения рук при разговоре, в ходьбе, движения головы.

Будем различать следующие формы экспрессии: мягкую, вязкую и жесткую.

Мягкая экспрессия соответствует общепринятой норме и приемлема для окружающих, то есть обладает коммуникабельностью. Человек, для которого характерна мягкая экспрессия, изящно владеет мимикой лица. В ней преобладают спокойные формы, нет резких движений глазами, бровями, губами, лицо достаточно подвижно и выразительно. Голос льется спокойно и плавно, «работает» в регистрах, «ласкающих ухо» — в нем нет резких перемен тембра и интонаций, тем не менее, он богат красками и оттенками. Движения головы, рук, туловища подчинены смыслу речи и происходящего, они спокойны, выдержанны, руки двигаются по малому и среднему кругу жестикуляции. Походка грациозная, мягкая, изящная.

Вязкая экспрессия отличается недостаточной информационно-энергетической нагрузкой и коммуникабельностью. Вязкая экспрессия проявляется в невыразительной мимике, в однообразии голосовых интонаций, бедных и скованных телодвижениях Окружающие обычно испытывают затруднения с распознанием эмоций, выраженных в «вязкой» форме: соответствуют они или нет общепринятой норме и обстоятельствам, обладают или не обладают коммуникабельными свойствами.

Жесткая экспрессия сопряжена с информационно-энергетическими перегрузками и потому явно выходит за рамки общепринятых норм и приятных для окружающих значений. Мимика лица либо однообразная — маска, либо подчеркнуто реагирует на происходящее, нередко она преувеличивается до гримасы. Голос звучит однообразно, на одной ноте — высокой или низкой. Корпус тела, руки, голова либо напряжены и потому малоподвижны, либо двигаются нервно, резкими рывками.

Каждая форма экспрессии сопровождается конкретным энергетическим воздействием на окружающих. Мягкая воспринимается как положительная энергия, вязкая — как нейтральная, а жесткая — как отрицательная. Нейтральная и жесткая экспрессия затрудняют процесс вчувствования в другого: эмпатирующий провоцирует эмпатируемого «закрываться», препятствовать познанию своих переживаний и даже враждебно относиться к тому, кто пытается войти в его внутренний мир.

5. Действия сенсорных каналов. Слух, зрение, обоняние, осязание могут действовать в режиме доверчивости, сдержанности или недоверчивости, что зависит от принципов, установок личности, ее отношения к партнерам и ситуации общения.

Сенсорная доверчивость. Сенсорно доверчивая личность обычно свободно общается «глаза в «глаза», выражение глаз передает отношение к воспринимаемой мысли и к партнеру. Сенсорно доверчивый человек «тянется» ухом к pечевой информации, исходящей от партнеров: хочет больше услышать, придает значение оттенкам мысли, подбору слов, интонациям. Сенсорно доверчивый человек спокойно чувствует себя, когда партнер находится совсем рядом, может прикоснуться к его руке, похлопать по плечу, с удовольствием обменивается рукопожатиями и сам вполне допускает, когда кто-либо таким же образом вторгается в его психологическое пространство. При взаимодействии с сенсорно доверчивой личностью к партнеру приходит чувство комфорта и психологической безопасности – это содействует эмпатии.

Сенсорная сдержанность — спутник эмоциональной ригидности, каналы ощущений мало нуждаются в энергии эмоций, ими редко движет любопытство, интерес к сенсорной информации, получаемой из вне. Глаз, ухо, кожа избирательно реагируют на воздействие, потому что именно так заставляют их действовать интеллект, потребности, ценности личности. Сенсорно сдержанная личность неохотно смотрит в глаза собеседнику. Если смотрит, то думает о чем-то своем: слушает партнера, старается скрывать реакцию или реагирует лишь на отдельные слова и мысли. Подчеркнуто выдерживает почтительную дистанцию в деловом общении: подальше садится от партнера, старается избежать рукопожатия, редко кивает головой в знак согласия. Сенсорная сдержанность затрудняет окружающим ориентироваться в личности партнера по взаимодействию, препятствует установлению надежных психологических контактов.

Сенсорная недоверчивость — свойство людей, склонных демонстрировать эмоциональную сопротивляемость, вследствие чего эмоции резко ограничивают пропускную способность каналов ощущений. Личность сдерживает положительные эмоции и проявляет в основном отрицательные, а они «зашумляют» восприятие сенсорной информации: ограничивают ее на входе, искажают, утрируют, видоизменяют. Происходит это оттого, что личность склонна проявлять настороженность, недовольство, подозрительность к большинству партнеров, ожидает выпада с их стороны и чаще всего находится в состоянии oбороны. Во взаимодействии с сенсорно недоверчивым человеком партнер переживает дискомфорт, закрывается и стремится ограничить контакты. Вот выглядит сенсорно недоверчивый партнер в деловом общении:

  • лицо либо напряжено, о чем свидетельствуют сомкнутые губы, сжатые брови, нахмуренный лоб, либо передает некоторое превосходство и даже надменность, либо выражает скуку, полное отсутствие интереса, либо на него надета маска полнейшего безразличия;
  • глаза смотрят в сторону от собеседника, бегающие, уходят от прямого контакта с взглядом партнера, в них видна озлобленность, подозрительность, колкость. «Пустые» глаза, узкие зрачки не ассоциируются с теплыми чувствами;
  • характерны позы отстраненности — голова вполоборота к собеседнику или откинута назад, руки скрещены на груди.

Сенсорно недоверчивая личность часто откровенно демонстрирует свою некоммуникабельность и при этом не осознает, что вредит своему имиджу и успеху взаимодействия. Как показывают наши наблюдения, такая личность очень часто не хочет преодолеть свой коммуникативный недостаток — она полностью принимает собственную манеру общения и уверена, что такой она и должна оставаться. Ее эмоциональный стереотип поведения практически неисправим. Сенсорная недоверчивость — свидетельство социально-психологической дезадаптации личности и показатель профессиональной непригодности к работе с людьми.

6. Синдром эмоционального выгорания. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. “Выгорание” отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать дисфункциональные его следствия, когда “выгорание” отрицательно сказывается на исполнение профессиональной деятельности, отношения с партнерами, снижает функции интеллекта (эмоции подкрепляют интеллектуальную деятельность, а в случае слишком повышенного эмоционального фона, затрудняют ее). Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. В частности, это влияет на эмпатию – она практически исключается как средство «вчувствования» в состояния людей - для эмпатии нужны энергетические ресурсы.

7. Наличие нарциссических черт. Нарцисс слишком занят собой, он не способен адекватно всматриваться, вслушиваться в состояния партнеров по взаимодействию. Нарцисс «сам от себя тащится», либо легко приписывает свои качества другим.

8. Психопатические расстройства личности. Это разные формы проявления аномалий характера. Большинство психопатических личностей склонны манипулировать людьми, проявлять жестокость и бессердечность – явные препятствия для эмпатии.

9. Негативная установка к людям. Отражает готовность человека недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Такая установка – результат негативного опыт общения с окружающими, что проявляется в завуалированной или открытой жёсткости в отношениях к людям, в суждениях о них, в привычке «брюзжать» в адрес современников. Негативная установка к людям – конфликтогенный фактор в общении персонала с пациентами, способный проявляться сразу или отсрочено. Такая установка:

  • препятствует проявлению сочувствия, сопереживания, соучастия и эмпатии,
  • тормозит» сенсорное отражение другого,
  • затрудняет эмоциональную восприимчивость партнеров по общению,
  • искажает информацию о них – выставляет предвзято и в худшем виде.

10. Зловредность. Это нравственный статус, в соответствии с которым индивид осознанно или бессознательно стремится причинить неприятность партнеру, заставить его испытывать дискомфорт и даже пережить страдание. Зловредные люди, образно говоря, лишены «нравственной грунтовки», необходимого слоя сознания, на основе которого возникают формы морально-этического поведения. Снедаемая недоброжелательностью, личность либо воздерживается от контактов, либо превращает их в повод для выяснения отношений и самоутверждения.

Как видим, обстоятельств, препятствующих эмпатии и подавляющих ее процесс, очень много. Это свидетельствует о том, что эффективная эмпатия свойственна далеко не каждому индивиду, следовательно, нет оснований переоценивать её роль в повседневной и профессиональной деятельности людей. Также нет оснований считать эмпатию профессионально показательным качеством для всех специалистов, работающих с людьми.

Не следует требовать проявление эмпатии от работников в косметическом салоне, от продавцов и кассиров, проводников и стюардесс, администраторов клиник. Здесь достаточно обучать и поощрять проявление Сочувствия, Сопереживания, Соучастия (Формула ССС, предлагаемая нами), а также проявление Внимания, Заботы, Уважения (Формула ACR, принятая во многих прогрессивных странах). В то же время эмпатия необходима в работе врачей, где она является профессионально значимым условием лечения пациентов.

Статьи от брендов

0 комментариев