Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Использование фото пациента в рекламе медицинской клиники

12.02.20 12 февраля 2020 0

Авторы:

Черкашенин Вадим Александрович

Адвокат медицинских клиник в судах по спорам с пациентами. Кандидат юридических наук. Автор лекций и участник конференций по медицинскому праву.


Одним из наиболее частых методов рекламы медицинской клиники является размещение на сайте изображения пациента до и после оказания медицинской услуги. Такие изображения содержатся почти на каждом сайте медицинского учреждения и привлекают внимание потенциальных клиентов клиники.

Основанием размещения изображения пациента на сайте является определенный пункт в договоре или в информированном согласии, который гласит, что пациент дает согласие на снятие фото- и рентгеновских снимков до, во время и после лечения и на использование их врачом в научных публикациях, для демонстрации (лекции, Интернет).

Возникает вопрос, достаточно ли такого пункта в договоре для свободного использования изображения пациента в рекламной кампании?

Использование фото пациента в рекламе медицинской клиники

Судебная практика показывает, что этого недостаточно и более того, пациент вправе предъявить иск к медицинской клинике, с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного незаконным использованием изображения.

Согласно ст.ст. 23, 24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

  1. использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
  2. изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
  3. гражданин позировал за плату.

Поскольку конкретный способ выражения согласия на использования своего изображения законом не установлен (согласие может быть выражено как в письменной, так и в устной форме), суды при разбирательстве подобных споров руководствуются характером взаимоотношений между пациентом и клиникой. Проще говоря, данный спор рассматривается с точки зрения договора на оказание медицинских услуг.

Также, суды указывают, что из содержания информационного согласия или пункта договора, подписанного пациентом, не представляется возможным установить конкретный объем фотоснимков, на демонстрацию которых пациент выразил согласие.

Пример судебной практики: «исходя из рода деятельности ответчика, предмета договора, специфики оказания стоматологических услуг согласие, данное истцом, может и должно касаться только непосредственно процесса лечения, то есть направлено на фиксацию в виде фотоснимка зубов пациента. Согласие истца на фотографирование всего лица из представленного информационного согласия к договору явно не следует и противоречит смыслу заключенного между сторонами договора.

Таким образом, обнародование ответчиком изображения всего лица истца, а не только предмета договора - зубов, нарушает право истца на неприкосновенность частной жизни и является нарушением его нематериальных благ».

Следовательно, в данном случае суд разрешил спор с точки зрения положений, указанных в договоре об оказании медицинских услуг.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой.

Согласие на участие в рекламной кампании, как правило, не содержится в договорах на оказание медицинских услуг, а речь идет только об использовании снимков в медицинской, научной и иной деятельности, что дает основания для предъявления иска к медицинскому учреждению.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

Исходя из данного понятия, демонстрация изображения истца в указанном разделе без согласия истца следует считать разглашением сведений о факте обращения истца за оказанием медицинской помощи и состоянии здоровья истца, что законом запрещено.

Вывод

Для защиты прав медицинской клиники, при использовании изображения пациента в рекламных целях, необходимо получить от него письменное согласие, в котором четко было бы определено, какие конкретно снимки и каким образом будут использоваться в рекламной деятельности медицинской клиники.

Статьи от брендов

0 комментариев