Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Технология печати и прессования с использованием нового силикатного керамического материала

06.05.25 06 мая 2025 0

Цифровые технологии, использующие 3D-печать, стали жизнеспособной альтернативой традиционному изготовлению восковых шаблонов и окончательных реставраций для прессованной керамики. Цифровые рабочие процессы позволяют врачам сократить количество переменных, повысить повторяемость и ускорить процесс проектирования и изготовления. Технология печати и прессования для изготовления реставраций из литий-дисиликатного сплава, армированного диоксидом циркония, предполагает удобство, точность и улучшенные механические свойства. В этой статье описывается эффективный процесс изготовления монолитных керамических реставраций с использованием техники печати и прессования и новой силикатной керамики, армированной диоксидом циркония.

Технология печати и прессования с использованием нового силикатного керамического материала

Реставрации из литий-дисиликатной керамики завоевали популярность благодаря своим превосходным эстетическим и механическим свойствам. Эти реставрации могут быть изготовлены с помощью процедур автоматизированного проектирования/компьютерного производства (CAD/CAM) или техники литья по выплавляемым моделям. Было установлено, что прессованные реставрации имеют значительно лучшую точность краевого прилегания по сравнению с реставрациями, выточенными из литий-дисиликатных блоков. Однако традиционное изготовление восковых шаблонов для прессованных реставраций имеет ряд недостатков, включая затраты времени, чувствительность техники и возможные неточности в восковом шаблоне, которые могут повлиять на качество конечной реставрации.

Использование цифровых систем, таких как 3D-печать, развивается как альтернативный метод традиционному изготовлению восковых шаблонов и окончательных реставраций. Реставрации, созданные с помощью CAD/CAM, предоставляют техникам больше возможностей в процессе изготовления, с меньшим количеством переменных, что обеспечивает большую повторяемость и надежность реставраций. CAD/CAM также минимизирует время, необходимое для конструирования и изготовления, что делает его более эффективной альтернативой традиционным методам.

Техника печати и прессования подразумевает создание 3D-печати воскового шаблона, который затем используется для создания формы для прессования керамических материалов. Этот двойной подход сочетает в себе точность цифрового проектирования и свойства материалов из керамики. В этой статье описывается процесс изготовления монолитных керамических реставраций с использованием техники печати и прессования и новой силикатной керамики, армированной диоксидом циркония.

Клинический случай

Пациентка 33 лет обратилась с сильным износом зубов в верхней челюсти из-за бруксизма и кислотной эрозии. После клинического и рентгенографического анализа были выбраны керамические реставрации для закрытия диастемы и восстановления функции и эстетики (фото 1 - фото 3).

Фото 1: Первоначальный фронтальный вид улыбающегося пациента; видны диастема и износ передних зубов верхней челюсти.

Фото 2: Первоначальный фронтальный интраоральный снимок верхней челюсти; видно истирание режущих краев резцов верхней челюсти.

Фото 3: Первоначальный экстраоральный снимок; видно истирание режущих краев резцов верхней челюсти.

Интраоральные снимки были получены и отправлены в центр планирования дизайна улыбки в Мадриде, Испания (DSD Planning Center), где были проанализированы параметры лица и создан окончательный 3D-дизайн улыбки (фото 4). Виртуальный дизайн был одобрен лечащим врачом.

Фото 4: Трехмерная диагностическая восковая модель с учетом особенности лица, выполненная в центре планирования дизайна улыбки: слева – идеальный вариант до лечения (исходная модель не подвергалась обработке); справа – идеальный вариант после лечения (исходная модель была уменьшена в цифровом формате на субтрактивных участках).

По цифровой восковой модели напечатали 3D-модель (Form 3+, Model Resin V2), на основе которой изготовили два силиконовых ключа (Panasil) – для препарирования и временных реставраций. Ещё одна 3D-печатная модель была использована для создания силиконового ключа, который позволил перенести цифровую восковую модель в макет на зубах пациента (Фото 5).

Фото 5: Напечатанная восковая модель (слева) и силиконовая матрица (справа), используемая для переноса дизайна пациенту.

Из-за сильного износа режущих краев, кислотной эрозии на небных поверхностях и наличия диастемы между передними зубами центральные и боковые резцы и клыки верхней челюсти были препарированы под виниры с полным покрытием с использованием консервативной конструкции с полным покрытием. Премоляры и первые моляры верхней челюсти были препарированы под вестибулярные-окклюзионные виниры с помощью боров глубиной 0,3 мм с лицевой стороны и 1 мм с окклюзионной стороны. Такой подход к препарированию позволил сохранить эмаль при частичном и полном покрытии реставраций (фото 6 - фото 8).

Фото 6: Вид сбоку на алмазный бор, используемый для контроля толщины препарирования зубов с вестибулярной стороны.

Фото 7: Окклюзионный вид минимально инвазивного препарирования на 0,3 мм у шейки зуба 1.1.

Фото 8: Фронтальный вид на препарирование под виниры с охватом 360 градусов на клыках, боковых и центральных резцах верхней челюсти.

Затем был выполнен цифровой интраоральный слепок с помощью беспорошкового сканера (TRIOS 3, 3Shape), который был экспортирован в зуботехническую лабораторию через специальный портал связи программного обеспечения сканера. На этом этапе окончательные реставрации были спроектированы с использованием CAD-программы (Inlab 19, Dentsply Sirona) (фото 9). Специальные полимеры для 3D-печати с высоким содержанием воска (Castable Wax 40 Resin, Formlabs) были использованы для изготовления форм для выжигания без остатка для печати шаблонов. После печати восковые модели проверили на краевое прилегание и адаптацию к препарированной 3D-модели перед заключением в опоку (фото 10). Этот альтернативный метод можно использовать, когда фрезерный станок недоступен, хотя для достижения оптимальной адаптации края следует соблюдать параметры 3D-принтера и протоколы очистки и полимеризации, указанные производителем.

Фото 9: Окончательная реставрация; вид с вестибулярной стороны.

Фото 10: Воссозданный пример печатных форм для выжигания, готовых к процессу заключения в опоку/прессования.

В качестве реставрационного материала была выбрана литий-дисиликатная прессованная керамика, армированная диоксидом циркония (Vita Ambria, VITA Zahnfabrik, vita-zahnfabrik.com), благодаря ее высокой прочности на изгиб и доступности в полупрозрачном и высокопрозрачном вариантах. Реставрации по напечатанным шаблонам были прессованы и обработаны для подготовки к установке в полости рта (фото 11). После изготовления реставраций проводились сухие и влажные примерки в условиях относительной изоляции для проверки краевого прилегания, адаптации препарирования и формы. Реставрации примеряли с использованием светоотверждаемой пасты (Variolink Esthetic LC Try-in +, Ivoclar) для детальной эстетической и фонетической оценки.

Фото 11: Окончательные реставрации, изготовленные из армированного диоксидом циркония дисиликата лития по напечатанной модели.

После одобрения пациентом эстетики реставрации были сняты и промыты водой с воздухом, после чего было проведено протравливание 5% плавиковой кислотой в течение 20 секунд (фото 12). На внутренние поверхности реставраций наносился специальный очиститель (Ivoclean, Ivoclar), чтобы обеспечить отсутствие остатков на поверхности (фото 13). Затем на внутренние поверхности реставраций на 60 секунд наносили силановый праймер (Monobond Plus, Ivoclar) (Фото 14). Цементная фиксация проводилась в условиях абсолютной изоляции (фото 15). Поверхности зубов протравливали 37% фосфорной кислотой в течение 20 секунд, затем промывали водой и высушивали воздухом. После высушивания поверхности зубов воздухом на них наносили бондинговый агент (Tetric N-Bond Universal, Ivoclar).

Фото 12: Нанесение 5% плавиковой кислоты на 20 секунд на внутреннюю поверхность.

Фото 13: Нанесение очистителя на внутреннюю поверхность, промывание и высушивание.

Фото 14: Нанесение силанового связующего вещества на чистую внутреннюю поверхность.

Фото 15: Проверка прилегания реставраций под изоляцией коффердамом.

Реставрации фиксировали композитным цементом (Variolink Esthetic LC, Ivoclar). Цемент подвергался световому отверждению с вестибулярной и небной поверхностей в течение 20 секунд. После цементной фиксации на края реставраций наносили водорастворимый гель (Liquid Strip, Ivoclar) для устранения кислородно-ингибированного слоя и отверждали светом в течение 20 секунд (фото 16). Центрические и эксцентрические окклюзионные контакты проверяли с помощью артикуляционной бумаги.

Фото 16: Экстраоральный вид после цементной фиксации под изоляцией коффердамом.

Итоговые интраоральные и экстраоральные снимки демонстрируют интеграцию реставраций в мягкие ткани с естественной морфологией и текстурой, а также зубочелюстнолицевую гармонию (фото 17 - фото 21).

Фото 17 - Фото 19. Экстраоральный вид после операции после цементной фиксации: (фото 17) вид с вестибулярной стороны, (фото 18) вид с левой стороны, (Фото 19) вид с правой стороны.

Фото 20: Интраоральный вестибулярный снимок верхней челюсти на контрольном приеме через 2 недели после установки, свидетельствующий о естественном внешнем виде и интеграции.

Фото 21: Итоговый фотопортрет пациента с естественно выглядящей улыбкой.

Обсуждение

В данной методике описывается рабочий процесс с использованием новой прессуемой керамики на основе силикатов, армированной диоксидом циркония. Было установлено, что использование аддитивных систем CAD/CAM для изготовления восковых шаблонов позволяет улучшить краевое прилегание прессованных реставраций по сравнению с традиционным способом изготовления восковых шаблонов. Такое улучшение краевого прилегания имеет решающее значение для обеспечения долговечности и успешности реставраций, поскольку точностью прилегания помогает предотвратить образование микротрещин и вторичный кариес. Кроме того, использование систем CAD/CAM устраняет ряд ограничений традиционной восковой техники, таких как человеческий фактор и несоответствия при изготовлении восковых шаблонов.

Кроме того, было доказано, что 3D-печать восковых шаблонов более точна по сравнению с традиционным ручным и фрезерным изготовлением восковых шаблонов с точки зрения краевого и внутреннего прилегания. Повышение точности объясняется точностью контроля и повторяемостью процесса 3D-печати, в результате чего получаются восковые шаблоны, точно соответствующие цифровому дизайну. Улучшенное прилегание восковых шаблонов приводит к более плотному прилеганию реставраций, снижая необходимость в корректировке и улучшая общие клинические результаты.

Помимо достижений в области изготовления восковых шаблонов, силикатная керамика, армированная диоксидом циркония, как в данном случае, обеспечивает повышенную прочность и долговечность реставраций. Использование армирования диоксидом циркония повышает прочность керамики на изгиб, снижая риск перелома или скола. Повышение прочности особенно полезно для реставраций в зонах повышенных нагрузок, таких как боковые зубы, где прочность имеет решающее значение для долгосрочного успеха.

Кроме того, силикатная керамика, армированная диоксидом циркония, обладает превосходными эстетическими свойствами, включая естественную прозрачность и стабильность цвета. Эти оптические характеристики позволяют создавать реставрации, в точности повторяющие внешний вид естественных зубов, что повышает удовлетворенность пациентов и улучшает эстетику.

Выводы

Технология печати и прессования для изготовления стоматологических реставраций из литий-дисиликатного сплава, армированного диоксидом циркония, предполагает удобство, точность и улучшенные механические свойства. Использование цифровых систем, включая 3D-печать, позволяет с высокой точностью изготавливать восковые модели и окончательные реставрации. Необходимы дальнейшие научные и клинические исследования, чтобы оценить долгосрочный успех и клинические результаты этой методики.

Авторы:
Jose Maria Ayub, DDS
Telmo Santos, CDT
Mauricio Figueredo, DDS
Julian Conejo, DDS, MSc
Markus B. Blatz, DMD, PhD

Статьи от брендов

0 комментариев