Стоматологическая имплантация – относительно молодая дисциплина, таящая в себе много открытий. В этом убежден известный стоматолог, хирург-имплантолог разработчик, лектор, практический тренер системных учебных имплантологических курсов для врачей-стоматологов, да и просто интереснейший человек - Илья Фридман, интервью с которым мы с удовольствием представляем вашему вниманию.
Илья Юльевич, как получилось, что областью применения своих сил вы выбрали имплантационную стоматологию, ведь по своей изначальной специальности вы стоматолог-ортопед?
Помог счастливый случай – оказался в нужное время в нужном месте. После окончания вуза я некоторое время занимался частной практикой, а позже переехал в Израиль, где в 1996 году получил местную врачебную лицензию. К слову, сдача экзаменов и получение разрешения на работу были довольно суровой процедурой и значительным испытанием. Я все успешно сдал и поехал на Филиппины на курс для израильских врачей, организованный доктором Офиром Фромовичем – легендарной личностью в имплантологическом мире. Он создал имплантационную систему, которую я использую уже 23-й год – с тех пор как судьба свела меня с ним. Доктор Фромович стал моим учителем, другом и наставником. Так получилось, что он фактически взял меня за руку и дал в первый раз почувствовать, что это такое – прикоснуться к обнаженной челюстной кости. С тех пор я понял, насколько важно наставничество, поэтому последние 20 лет своей практики я также посвящаю наставничеству. Для молодых докторов, которые либо хотят, но боятся, либо боятся, но пока не хотят, либо понимают, что это нужно, но не понимают точно зачем, я – та «рука сверху», которой когда-то была для меня рука Офира Фромовича. Я до сих пор чувствую и тепло ее, и уверенность, и заботу. Мой наставник сделал для меня самую великую вещь – он сказал мне, что для меня это постижимо, я имею в виду имплантирование, а ведь в том далеком 1996 году имплантология только-только начала формироваться в массах врачей. Конечно, мне было в это трудно поверить, особенно с учетом того, что я первый свой имплантат устанавливал 40 минут, 3 раза чуть не терял сознание в процессе. Но вера в меня моего наставника, его уверенность сделали свое дело. Более того, эти мои чувства, мои ощущения и то, с каким участием во мне наставник присутствовал при моих первых шагах, я стараюсь пронести через все годы. Сегодня я уже сам являюсь наставником для нескольких тысяч имплантирующих специалистов и стараюсь всем передать ту энергетику, которую я получил от него.
Как вы оцениваете наше стоматологическое образование? Достаточен ли уровень вузовской подготовки молодых специалистов?
Был бы он достаточен, я не основал бы свою Школу. Она и создана для того, чтобы предлагать нашим студентам и врачам-интернам дополнительное образование на уровне наставничества. Школа Доктора Фридмана — проект, который родился из желания помочь группе третьекурсников, одногруппников моей средней дочери Наоми, которая, кстати, уже стала очередным доктором в семье – доктором Фридманом номер четыре. Почему появилась Школа? Сегодня с теорией в вузах все почти в порядке. Понятно, что есть анахронизмы, что стандарты лечения у нас отстают от мировых в силу административных препон. Но вот чего точно не хватает молодежи к моменту окончания института, так это практических навыков. К сожалению, у нас напрочь отсутствует элемент наставничества: нет ни материально-технического оснащения, ни преподавательского состава. Молодые врачи, выходящие из стен института, получающие диплом о высшем образовании, как практические доктора ничего из себя не представляют: им не хватает мануальных навыков, клинического мышления, они не компетентны даже в ремесленной части нашей специальности, не говоря уже о врачевании в высоком смысле. И это огромная проблема! Именно поэтому я решил насколько в силах немного исправить ситуацию: вместе с моими коллегами разных стоматологических специальностей мы передаем молодежи свои навыки.
Наша школа дает будущим стоматологам возможность по окончании института получить не только диплом, как это обычно бывает, но и мануальные навыки, передовые теоретические медицинские и бизнес-знания, чего в институте, к сожалению, недостаточно. Там студентам предлагают лишь обзорно-ознакомительный курс, а в нашей школе мы предлагаем не только базовый курс (начиная с повторения анатомии и физиологии), дающий полное представление об основах имплантационной стоматологии, но и обучаем многим важным элементам работы врача, включая и такие, как процесс приема пациента, технология общения с ним, мультидисциплинарное ведение больных и многое другое. Собираемся несколько раз в месяц, проводим по разным дисциплинам занятия для 40-50 человек. Процесс организован по принципу вечерней школы. Это всем удобно. Очень быстро оказалось, что это довольно востребованно, потому что аналогичные филиалы открываются уже во всех городах, где есть стоматологические факультеты в медицинских вузах. На сегодняшний день уже есть 14 таких «филиалов». Я думаю, что из этого получилось хорошее и полезное дело.
То есть выпускникам еще рано называть себя доктором? А когда вы почувствовали себя Доктором Фридманом?
Рецепт молодым врачам: вы начинаете чувствовать себя врачами тогда, когда можете сами оценить свою квалификацию. Все зависит и от того, насколько велика твоя собственная самооценка, степень твоей жадности до знаний, до академичности. В любом случае у каждого из нас есть некий внутренний барьер. Для меня это выразилось в формуле: если спрашивают, когда можно брать деньги за свою работу, мой ответ – только тогда, когда вы гарантируете ее результат. Начинайте считать себя докторами, позиционируйте себя как настоящие доктора только тогда, когда вы готовы отвечать за результат своего труда. Не за процедуру, которую вы сделали сию минуту, а за прогноз, за результат – как это будет работать, сколько просуществует, сколько будет приносить пользу. Можно сказать, что именно с этой минуты начинается формирование вашего бренда как доктора, потому что эта философия полностью меняет не только отношение к окружающим, но и формирует круг твоего общения: и в профессиональном сообществе, и в пациентском люди начинают тянуться к тебе, потому что ты не придуманный, настоящий. Лично ко мне такая философия пришла примерно на четвертом году моей профессиональной практики.
По каким критериям пациенту следует выбирать врача?
Для поиска своего врача рецепт мой универсален: доктор для пациента должен быть (или стать) авторитетом! Если этого нет – ничего у вас с ним не получится. Вы постоянно будете сомневаться в нём и в его намерениях как личности и в его действиях, как специалиста. С этой абсолютной потребностью (в авторитете врача) не смогут долго тягаться ни шикарные интерьеры, ни «увесистые» рекомендации, ни учёные степени, ни мода, ни традиции. Пациенты приходят в ту или иную клинику по разным причинам: потому что дешево, потому что близко, потому что там хорошо лечат, потому что вкусно пахнет, потому что подают кофе. У каждого своя ценность, но это все поводы лишь для того, чтобы переступить порог клиники, а остаться и лечиться или нет — это уже человек решает сам. Так вот, самое главное основание, на котором базируется выбор большинства пациентов, — это эмпатия. Пациенту сложно за 5 минут оценить профессионализм врача, а вот понять «мой» это человек или нет – это уже на уровне химии. Ведь каждый нормальный человек так или иначе, но разбирается в человеческих отношениях.
А как же сертификаты, аккредитации и прочие регалии?
Да ладно вам... Уж поверьте, количество дипломов и сертификатов на стенах, фотографии в обнимку со знаменитостями, рекламные отзывы и прочее не изменят вашего отношения, если вы не чувствуете к доктору симпатии и не видите с его стороны, в свою очередь, эмпатии. Это вопрос очень серьезный! Многие злоупотребляют и мимикрируют, к сожалению. Ведь порой посредственный доктор может запросто камуфлировать под эмпатическую составляющую свою некомпетентность, в то время как очень высококлассный профессионал, но интроверт, от которого слова лишнего не услышать, будет отпугивать пациентов, даже несмотря на то, что он супер-врач. Поскольку результаты лечения в стоматологической имплантации, как правило, отсроченные, то и положительные эмоции, связанные с ожидаемым финалом сотрудничества, не могут появиться немедленно. Большинство «негатива» проявляется сразу, а вот «успеха» приходится ждать. Как «сохранить верность» доктору на этапах ожидания результата? За что его «пока уважать»? На каких основаниях верить? Как не начать сомневаться? Исключительно на основании субъективных оценок. В этом и есть ответственность пациента — «разглядеть» в докторе «профессионала-друга».
И какой доктор выигрывает в глазах пациентов?
Сегодня «побеждает» тот доктор, который совмещает в себе интеллигентный профессионализм и эмпатию, выражающуюся в желании помочь. И у нас в стране все больше и больше таких докторов, уникальных профессионалов-интеллектуалов. Все больше и больше наших коллег стали уделять внимание эмпатической составляющей в лечебном процессе, поэтому рецепт мой, если мы говорим о том, кто может претендовать на то, чтобы быть успешным доктором — это, конечно же, доктор, общающийся с пациентами прежде всего как друг, высокопрофессиональный, постоянно развивающийся, постоянно обучающийся и желательно преподающий коллегам доктор.
Все больше врачей понимают, что врач, будучи «существом» социальным, не может общаться лишь с компьютером или просто с полостью рта. Люди лечатся не у рентген-аппаратов, не у биохимических лабораторий, не у роботов, не у технологий – люди лечатся у людей. Все люди разные. Для некоторых пациентов важно только, чтобы «было не больно», кому-то необходимо повышенное внимание и «разговоры по душам» в кресле вместо порой изнурительного лечения, кого-то, кроме стоимости, вообще ничего не волнует, для кого-то врач идеален потому, что работает быстро, кому-то нужно обратное, кому-то импонирует врачебный радикализм, для кого-то важна готовность к компромиссу, кто-то безразличен к процессу, ожидая финала, а кто-то контролирует каждое врачебное движение или слово. Современный врач интеллектуал должен всё это учитывать.
Доктор выбран. Насколько успех операции зависит от качества используемой системы имплантации?
Смотря что считать успехом операции... В большинстве случаев «инструментарий» имеет второстепенное значение, а имплантационная система - это не более чем инструмент для достижения результата. Я поясню. Прежде всего пациенты должны убеждаться в «качестве» доктора, а не материалов, которыми он работает. Все просто: профессионал не позволит себе пользоваться сомнительными материалами, технологиями, оборудованием. Самое главное — добиваться гармонизации всех параметров, влияющих на прогноз имплантирования, и далеко не на первом месте обстоятельства, связанные с тем, какой «железкой» работает врач. Убежден, основные проблемы в имплантировании не связаны с материальной частью, они все имеют ятрогенное происхождение: недогляды, недосмотры, недодумки и прочие «недо-», поэтому у двух разных докторов, работающих с одной системой имплантации, могут быть совершенно разные результаты. Можно привести множество примеров, когда пациенты чувствуют себя хорошо после имплантации самыми экзотическими видами имплантатов, а самого выдающегося доктора с самой совершенной системой могут преследовать неудача за неудачей. Другая категория погрешностей – это «пере-»: перекрутил, пережал, перегрел, а также передумал, перестраховался, перенервничал и другие. А нужно только одно: соблюдать правила, а если ситуация требует, то нарушать их осознанно, но всегда В ПОЛЬЗУ ПАЦИЕНТА! Мягко намекну-напомню, что один из основных принципов корректного врачевания - это «НЕ НАВРЕДИ!», а вовсе не «ВЫЛЕЧИ», тем более любой ценой...
Как практикующий хирург-имплантолог, какому бренду в своей работе вы отдаете предпочтение и почему?
Не думаю, что мой ответ удивит: это – Alpha Bio Tec. И не только потому, что я долгие годы являюсь официальным представителем этой системы в России. Имплантационные системы Alpha Bio, которые уже 30 лет успешно применяются более чем в 50 странах, обеспечивают абсолютно все клинические потребности и с хирургической и с ортопедической точек зрения. Более того, помимо клинических достоинств эти системы еще и привлекательны с финансовой точки зрения, что немаловажно. Это совсем не значит, что я всем своим ученикам рекомендую только эту систему и никакую другую. Врач должен сам выбирать ту систему, которая его полностью устраивает, с которой у него лучше получается работать, которая в его руках гарантирует пациенту долгосрочный прогноз. В этом вопросе выбор однозначно остается за врачом. Я лишь учу разбираться в оценках.
Как вы поступаете в случаях, когда пациент упорно настаивает на каком-то ошибочном решении – например, срочной имплантации?
Я убежден в том, что ни в коем случае не стоит идти на поводу у пациента, если ситуация идет с превышением здравого смысла. Врач-профессионал всегда сможет выдержать любое давление со стороны пациента. Идя на поводу у пациента и проводя какие-то сомнительные манипуляции, можно в итоге получить осложнения, серьезно усложняющие будущую процедуру имплантации. К сожалению, многие врачи поддаются и все-таки выполняют каприз или прихоть пациента, правда, оговаривая «мелким шрифтом», что так делать нельзя, но... Имплантация не срочная процедура, эстетика не является прямым показанием к имплантации, можно абсолютно спокойными конвенциональными способами, менее инвазивными методами придать внешнему виду пациента утраченную полноценность. Обращаясь к врачам, скажу, что пациентам нужно подробно объяснять значение предварительного планирования и основательного подхода к процедуре. Процедура имплантации не относится к ургентным, это абсолютно плановая процедура, требующая предварительных этапов подготовки пациента, а именно: выбора имплантационной системы; выявления соматических заболеваний, которые могут повлиять на успешность имплантации; выбора тактики лечения и определения необходимости подготовительных мероприятий. Хирург-имплантолог – это самое последнее звено в этой цепочке. Имплантация – это работа команды стоматологов: ортопеда, терапевта, гигиениста и, наконец, хирурга.
Как вы организовываете себя и свою команду идти к цели?
Универсального рецепта нет. Команда идет только за руководителем. Если он умнее, энергичнее, прозорливее, авторитетнее, то и команда такая же. А если он не такой, то он теряет авторитет. Какому-то руководителю это может быть все равно, но меня это волнует. Я не могу допустить, чтобы мой авторитет был ниже, чем у любого из моих сотрудников, членов моей команды. Нужно самому себе хотеть доказывать, что ты должен быть лучше. Всеобщее образование равняет всех нас, и только самообразование, самосовершенствование делает нас уникальными, выдающимися и прочее. В чем угодно, в любой сфере главное – завтра быть лучше, чем прежде.
БЛИЦ-ОПРОС КОЛЛЕГ
Татьяна Никольская, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-хирург, кандидат медицинских наук, заведующая хирургическим отделением клиники израильской стоматологии «Шенон».
1. Илья Фридман - какой он в работе?
Прежде чем ответить на вопрос, хотела бы уточнить: мой переход из государственной структуры в частную состоялся в 2015 году. Именно тогда я начала работать врачом- хирургом в Немецком стоматологическом центре, который на тот момент возглавлял доктор Фридман И.Ю. И сейчас, уже зная всю стоматологическую структуру Москвы, я понимаю, насколько мне повезло работать в этом слаженном коллективе высококвалифицированных врачей, где выполнялись все протоколы, нормы и правила, а этика и деонтология всегда были на высшем уровне, что четко контролировалось руководством. Тогда же я начала помогать Илье Юльевичу курировать пациентов, направленных врачами-провайдерами на хирургическое вмешательство к доктору Фридману, что включает в себя полную плановую предоперационную подготовку пациента, хирургические манипуляции с коррекцию лечения при необходимости. Это все осуществляется, конечно же, под непосредственным личным контролем доктора Фридмана с обсуждением стратегии лечения. Илья Юльевич имеет очень большой опыт имплантолога, за помощью и профессиональным мнением к нему обращаются люди не только из России, но и из других стран. Очень много сложных работ, непростых случаев, где надо тщательно все исследовать, продумать и распланировать, где каждый нюанс имеет важное значение. Во время операций многие коллеги называют доктора Фридмана «Маэстро» – он настолько виртуозно владеет хирургической ситуацией в операционной, что, как правило, после имплантации довольными остаются и присутствующие во время этого действа врачи, и сам пациент, несмотря на глубину, продолжительность и сложность оперативного вмешательства. Весь ход операции четко распланирован, выстроен и выполнен. Илья Юльевич фундаменталист, в работе целеустремленный, очень умный и правильный, скрупулезный, требовательный. Окружающие его коллеги имеют как минимум хороший уровень знаний и мануальных навыков, что достигается постоянным получением знаний на курсах и участием в конференциях.
2. Есть ли у него недостатки? Какие его достоинства вам особенно нравятся?
Я считаю, что этот вопрос не совсем корректный… Доктор Фридман очень добрый и отзывчивый человек, всегда придет на помощь, если человек попал в беду. Знаю очень многих, кому Илья Юльевич протянул руку помощи. Всегда помогает всем своим ученикам, когда те обращаются к ментору за советом и подсказками. Доктор Фридман весьма харизматичный человек, прекрасный оратор, модератор конференций различного уровня. У него замечательные организаторские способности: взять хотя бы, к примеру, Клуб эффективных менеджеров в стоматологии, который на данный момент объединяет более 10 тыс. специалистов-стоматологов – и это только один из проектов. Другой известный проект – Школа доктора Фридмана – имеет свои филиалы в городах России и Израиля, обеспечивая рядовых стоматологов исключительными знаниями не только в стоматологии, но и в маркетинге, менеджменте, экономике и юриспруденции. По моему мнению, практически все проекты Ильи Юльевича имеют успех.
3. Какой самый ценный опыт вы от него переняли?
Однозначно, это «умение отпускать». Образно говоря, в нашу жизнь постоянно «приходят» новые люди, учатся рядом, перенимают опыт, работают, растут на глазах. Кто-то из них остается, а кто-то в силу непреодолимых обстоятельств меняет работу, место, мнение, окружение, становится дальше… Умение «отпускать», быть «выше эмоций» очень помогает мне и в повседневной жизни, и в каких-то рабочих моментах, когда нужно принять важное решение.
Вы известнейший практикующий хирург-имплантолог, основатель Клуба эффективных менеджеров в стоматологии и эстетической медицине, создатель Школы доктора Фридмана. Как вам удается совмещать все эти виды деятельности?
Это и правда сложно, несмотря на то, что все они в той или иной степени связаны с моей основной профессией. К примеру, Клуб эффективных менеджеров возник как некий ликбез для стоматологов из понимания необходимости овладения врачебным сообществом всеми аспектами ведения бизнеса, что в современных условиях просто обязательно, ведь нас учили лечить, но не учили вести бизнес. Клуб позволяет приблизить врачей к правильному, логичному, законному, легальному, сертифицированному, работающему по стандартам медицинскому бизнесу. На сегодняшний день клуб сплотил около 11 тыс. участников рынка, причем не только из области стоматологии, но и из эстетической медицины – с нами косметологи, пластические хирурги, челюстно-лицевые хирурги, оториноларингологи, большие мультипрофильные медицинские центры. И судя по наполняемости наших конференций и других мероприятий – востребованность и актуальность этого направления будет расти и впредь.
Как мне удается совмещать медицину, бизнес и наставничество? Это не совмещение, скорее параллельное развитие, хотя не всегда это удается одинаково эффективно. Совмещать бизнес и медицину невозможно – они во многом друг другу противоречат или усложняют. Мне удается сочетать эти разные ипостаси только благодаря тому, что у меня есть единомышленники. Для себя понял: совмещать бизнес и медицину с одинаковой эффективностью удается не всегда, и обычно страдает бизнес, потому что я прежде всего врач и учитель. Ни у того ни у другого «меня» нет иных первоочередных предпочтений.
То есть если бы вас поставили перед дилеммой выбрать что-то одно – ответ у вас уже готов?
Думаю, да. В последнее время мне все больше и больше нравится наставничество. Вот в этом, думаю, я нашел себя к своему возрасту. Я вспоминаю, как мой учитель Офир Фромович щедро делился своим опытом и энтузиазмом, как сумел зажечь во мне бесконечный интерес к имплантированию и вот теперь и я сам кайфую от того, что мне очень хочется передать этот «огонь» другим. И у меня это, как мне кажется, получается, быть может, и благодаря наследственности, ведь моя мама –педагог, заслуженный учитель. В сущности, что такое наставничество? Это желание быть максимально полезным, научить своему ремеслу, поделиться опытом, вызвать интерес. За все годы более 5000 хирургов-стоматологов прошли через организованные нами различные учебные мероприятия. Согласитесь, это немало.
БЛИЦ-ОПРОС КОЛЛЕГ
Олег Пономарев, стоматолог-хирург, совладелец стоматологического центра PerfectSmile.
Илья - целеустремленный, неутомимый и с большим количеством энтузиазма. У него масса оригинальных идей и потрясающая харизма. Из недостатков можно отметить некоторую категоричность суждений, которая, впрочем, свойственна всем опытным докторам. Я познакомился с ним на той стадии своего развития, когда у меня появилась потребность делиться знаниями с другими, и он поразил меня своим ораторским искусством, умением держать аудиторию, и фактически был моим учителем и проводником в лекторскую деятельность.
Если бы была возможность что-либо изменить в стоматологии (глобально или локально), то с чего бы вы начали?
Что касается локальных изменений – в данном случае, я имею в виду ту область, которой занимаюсь, то есть дентальную имплантацию, то мне бы очень хотелось, чтобы основы стоматологического имплантирования преподавалась уже на четвертых-пятых курсах, и не в качестве факультатива, а как обязательная дисциплина. И желательно, чтобы знания преподносились на современном уровне, а для этого нужно приглашать лучших носителей академического знания, мировых школ, чтобы вырастить прежде всего у нас в вузах поколение преподавателей, которые и будут преподавать по-новому. Тем более что у нас много фантастически «жадной» до знаний молодежи. Что касается изменений в области стоматологии в целом, то я уверен, что нам как можно скорее нужно принять современные стандарты лечения. В отрасли назрел широкий спектр критических вопросов: обновление нормативно‑правовой базы, профессиональных стандартов, приведение их в соответствие с фактическими условиями работы и требованиями к современной стоматологии, административная, правовая и консультационная помощь стоматологическому бизнесу, защита от потребительского экстремизма, помощь врачам во взаимодействии с пациентами и еще много чего. Сегодня все эти нерешенные вопросы создают проблемы, а новые стандарты в одночасье не могут внедриться: даже если все прогрессивные коллеги единогласно захотят этого, при самом оптимистичном сценарии на это уйдет 3-4 года, а пока все эти стандарты будут приняты – они успеют устареть. Поэтому нам просто необходимо законодательство по этому поводу, нам нужно больше возможностей для самоуправления, больше оперативности. К созданию этих стандартов следует больше привлекать медицинскую, стоматологическую общественность, и общими усилиями обязательно постараться изменить что-то в плане возможности лицензировать персональную ответственность врачей за их работу. Сегодня же у нас вся юридическая ответственность ложится на лицензированное юридическое лицо – то есть ООО. Лицензируются не врачи, а помещения!!! Где это видано?! Я не просто так заговорил об этом. Дело в том, что инициативная группа нашего сообщества «Клуб эффективных менеджеров в стоматологии и эстетической медицине» (КЭМ) уже подала в Министерство юстиции РФ документы на создание профильной НКО, а затем и саморегулируемой организации (СРО). У нас разработан Устав, который предполагает создание СРО по предпринимательскому типу к концу этого года – для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занятых в сфере стоматологии и смежных с ней дисциплин. Минюстом зарегистрирован «Медицинский союз «Единство». Думаю, что в сотрудничестве с другими общественными стоматологическими ассоциациями во главе с крупнейшей из них – СтАР, мы добьемся задуманного максимально быстро и эффективно.
В юности вы занимались конькобежным спортом и учились в музыкальной школе по классу гитары. А какое у вас сейчас хобби?
Гитара и мотоцикл, и не просто мотоцикл, а Harley-Davidson. Те, кто знает, о чем я говорю, подтвердят, что Harley-Davidson нельзя называть хобби – это скорее образ жизни со своей философией. С Харлеем у меня связана одна маленькая цель. У Harley-Davidson есть такой титул Iron Butt (железная задница). Это звание присуждается тому, кто в течение суток проезжает на Харлее ровно 1000 миль – это чуть больше 1600 км. На сегодняшний день мой личный рекорд недобирает до этого 150 км, так что у меня еще впереди этот захватывающий дыхание момент ДОСТИЖЕНИЯ.
Назовите главные составляющие вашей личной «формулы успеха».
Самый главный принцип, который должен исповедовать доктор: желание быть полезным – неважно по какому поводу, неважно кому – оно должно быть первой мыслью, оно должно исходить из спинного мозга в первую очередь, как инстинкт, как жизненная потребность. Уверен, желание быть полезным – основная составляющая успеха любого человека.
Авторы:
Фридман Илья Юльевич
Стоматолог-хирург, имплантолог. Врач-наставник, доктор медицины. Фундаменталист системного образования стоматологов.
Стоматологическая имплантация – относительно молодая дисциплина, таящая в себе много открытий. В этом убежден известный стоматолог, хирург-имплантолог разработчик, лектор, практический тренер системных учебных имплантологических курсов для врачей-стоматологов, да и просто интереснейший человек - Илья Фридман, интервью с которым мы с удовольствием представляем вашему вниманию.
Илья Юльевич, как получилось, что областью применения своих сил вы выбрали имплантационную стоматологию, ведь по своей изначальной специальности вы стоматолог-ортопед?
Помог счастливый случай – оказался в нужное время в нужном месте. После окончания вуза я некоторое время занимался частной практикой, а позже переехал в Израиль, где в 1996 году получил местную врачебную лицензию. К слову, сдача экзаменов и получение разрешения на работу были довольно суровой процедурой и значительным испытанием. Я все успешно сдал и поехал на Филиппины на курс для израильских врачей, организованный доктором Офиром Фромовичем – легендарной личностью в имплантологическом мире. Он создал имплантационную систему, которую я использую уже 23-й год – с тех пор как судьба свела меня с ним. Доктор Фромович стал моим учителем, другом и наставником. Так получилось, что он фактически взял меня за руку и дал в первый раз почувствовать, что это такое – прикоснуться к обнаженной челюстной кости. С тех пор я понял, насколько важно наставничество, поэтому последние 20 лет своей практики я также посвящаю наставничеству. Для молодых докторов, которые либо хотят, но боятся, либо боятся, но пока не хотят, либо понимают, что это нужно, но не понимают точно зачем, я – та «рука сверху», которой когда-то была для меня рука Офира Фромовича. Я до сих пор чувствую и тепло ее, и уверенность, и заботу. Мой наставник сделал для меня самую великую вещь – он сказал мне, что для меня это постижимо, я имею в виду имплантирование, а ведь в том далеком 1996 году имплантология только-только начала формироваться в массах врачей. Конечно, мне было в это трудно поверить, особенно с учетом того, что я первый свой имплантат устанавливал 40 минут, 3 раза чуть не терял сознание в процессе. Но вера в меня моего наставника, его уверенность сделали свое дело. Более того, эти мои чувства, мои ощущения и то, с каким участием во мне наставник присутствовал при моих первых шагах, я стараюсь пронести через все годы. Сегодня я уже сам являюсь наставником для нескольких тысяч имплантирующих специалистов и стараюсь всем передать ту энергетику, которую я получил от него.
Как вы оцениваете наше стоматологическое образование? Достаточен ли уровень вузовской подготовки молодых специалистов?
Был бы он достаточен, я не основал бы свою Школу. Она и создана для того, чтобы предлагать нашим студентам и врачам-интернам дополнительное образование на уровне наставничества. Школа Доктора Фридмана — проект, который родился из желания помочь группе третьекурсников, одногруппников моей средней дочери Наоми, которая, кстати, уже стала очередным доктором в семье – доктором Фридманом номер четыре. Почему появилась Школа? Сегодня с теорией в вузах все почти в порядке. Понятно, что есть анахронизмы, что стандарты лечения у нас отстают от мировых в силу административных препон. Но вот чего точно не хватает молодежи к моменту окончания института, так это практических навыков. К сожалению, у нас напрочь отсутствует элемент наставничества: нет ни материально-технического оснащения, ни преподавательского состава. Молодые врачи, выходящие из стен института, получающие диплом о высшем образовании, как практические доктора ничего из себя не представляют: им не хватает мануальных навыков, клинического мышления, они не компетентны даже в ремесленной части нашей специальности, не говоря уже о врачевании в высоком смысле. И это огромная проблема! Именно поэтому я решил насколько в силах немного исправить ситуацию: вместе с моими коллегами разных стоматологических специальностей мы передаем молодежи свои навыки.
Наша школа дает будущим стоматологам возможность по окончании института получить не только диплом, как это обычно бывает, но и мануальные навыки, передовые теоретические медицинские и бизнес-знания, чего в институте, к сожалению, недостаточно. Там студентам предлагают лишь обзорно-ознакомительный курс, а в нашей школе мы предлагаем не только базовый курс (начиная с повторения анатомии и физиологии), дающий полное представление об основах имплантационной стоматологии, но и обучаем многим важным элементам работы врача, включая и такие, как процесс приема пациента, технология общения с ним, мультидисциплинарное ведение больных и многое другое. Собираемся несколько раз в месяц, проводим по разным дисциплинам занятия для 40-50 человек. Процесс организован по принципу вечерней школы. Это всем удобно. Очень быстро оказалось, что это довольно востребованно, потому что аналогичные филиалы открываются уже во всех городах, где есть стоматологические факультеты в медицинских вузах. На сегодняшний день уже есть 14 таких «филиалов». Я думаю, что из этого получилось хорошее и полезное дело.
То есть выпускникам еще рано называть себя доктором? А когда вы почувствовали себя Доктором Фридманом?
Рецепт молодым врачам: вы начинаете чувствовать себя врачами тогда, когда можете сами оценить свою квалификацию. Все зависит и от того, насколько велика твоя собственная самооценка, степень твоей жадности до знаний, до академичности. В любом случае у каждого из нас есть некий внутренний барьер. Для меня это выразилось в формуле: если спрашивают, когда можно брать деньги за свою работу, мой ответ – только тогда, когда вы гарантируете ее результат. Начинайте считать себя докторами, позиционируйте себя как настоящие доктора только тогда, когда вы готовы отвечать за результат своего труда. Не за процедуру, которую вы сделали сию минуту, а за прогноз, за результат – как это будет работать, сколько просуществует, сколько будет приносить пользу. Можно сказать, что именно с этой минуты начинается формирование вашего бренда как доктора, потому что эта философия полностью меняет не только отношение к окружающим, но и формирует круг твоего общения: и в профессиональном сообществе, и в пациентском люди начинают тянуться к тебе, потому что ты не придуманный, настоящий. Лично ко мне такая философия пришла примерно на четвертом году моей профессиональной практики.
По каким критериям пациенту следует выбирать врача?
Для поиска своего врача рецепт мой универсален: доктор для пациента должен быть (или стать) авторитетом! Если этого нет – ничего у вас с ним не получится. Вы постоянно будете сомневаться в нём и в его намерениях как личности и в его действиях, как специалиста. С этой абсолютной потребностью (в авторитете врача) не смогут долго тягаться ни шикарные интерьеры, ни «увесистые» рекомендации, ни учёные степени, ни мода, ни традиции. Пациенты приходят в ту или иную клинику по разным причинам: потому что дешево, потому что близко, потому что там хорошо лечат, потому что вкусно пахнет, потому что подают кофе. У каждого своя ценность, но это все поводы лишь для того, чтобы переступить порог клиники, а остаться и лечиться или нет — это уже человек решает сам. Так вот, самое главное основание, на котором базируется выбор большинства пациентов, — это эмпатия. Пациенту сложно за 5 минут оценить профессионализм врача, а вот понять «мой» это человек или нет – это уже на уровне химии. Ведь каждый нормальный человек так или иначе, но разбирается в человеческих отношениях.
А как же сертификаты, аккредитации и прочие регалии?
Да ладно вам... Уж поверьте, количество дипломов и сертификатов на стенах, фотографии в обнимку со знаменитостями, рекламные отзывы и прочее не изменят вашего отношения, если вы не чувствуете к доктору симпатии и не видите с его стороны, в свою очередь, эмпатии. Это вопрос очень серьезный! Многие злоупотребляют и мимикрируют, к сожалению. Ведь порой посредственный доктор может запросто камуфлировать под эмпатическую составляющую свою некомпетентность, в то время как очень высококлассный профессионал, но интроверт, от которого слова лишнего не услышать, будет отпугивать пациентов, даже несмотря на то, что он супер-врач. Поскольку результаты лечения в стоматологической имплантации, как правило, отсроченные, то и положительные эмоции, связанные с ожидаемым финалом сотрудничества, не могут появиться немедленно. Большинство «негатива» проявляется сразу, а вот «успеха» приходится ждать. Как «сохранить верность» доктору на этапах ожидания результата? За что его «пока уважать»? На каких основаниях верить? Как не начать сомневаться? Исключительно на основании субъективных оценок. В этом и есть ответственность пациента — «разглядеть» в докторе «профессионала-друга».
И какой доктор выигрывает в глазах пациентов?
Сегодня «побеждает» тот доктор, который совмещает в себе интеллигентный профессионализм и эмпатию, выражающуюся в желании помочь. И у нас в стране все больше и больше таких докторов, уникальных профессионалов-интеллектуалов. Все больше и больше наших коллег стали уделять внимание эмпатической составляющей в лечебном процессе, поэтому рецепт мой, если мы говорим о том, кто может претендовать на то, чтобы быть успешным доктором — это, конечно же, доктор, общающийся с пациентами прежде всего как друг, высокопрофессиональный, постоянно развивающийся, постоянно обучающийся и желательно преподающий коллегам доктор.
Все больше врачей понимают, что врач, будучи «существом» социальным, не может общаться лишь с компьютером или просто с полостью рта. Люди лечатся не у рентген-аппаратов, не у биохимических лабораторий, не у роботов, не у технологий – люди лечатся у людей. Все люди разные. Для некоторых пациентов важно только, чтобы «было не больно», кому-то необходимо повышенное внимание и «разговоры по душам» в кресле вместо порой изнурительного лечения, кого-то, кроме стоимости, вообще ничего не волнует, для кого-то врач идеален потому, что работает быстро, кому-то нужно обратное, кому-то импонирует врачебный радикализм, для кого-то важна готовность к компромиссу, кто-то безразличен к процессу, ожидая финала, а кто-то контролирует каждое врачебное движение или слово. Современный врач интеллектуал должен всё это учитывать.
Доктор выбран. Насколько успех операции зависит от качества используемой системы имплантации?
Смотря что считать успехом операции... В большинстве случаев «инструментарий» имеет второстепенное значение, а имплантационная система - это не более чем инструмент для достижения результата. Я поясню. Прежде всего пациенты должны убеждаться в «качестве» доктора, а не материалов, которыми он работает. Все просто: профессионал не позволит себе пользоваться сомнительными материалами, технологиями, оборудованием. Самое главное — добиваться гармонизации всех параметров, влияющих на прогноз имплантирования, и далеко не на первом месте обстоятельства, связанные с тем, какой «железкой» работает врач. Убежден, основные проблемы в имплантировании не связаны с материальной частью, они все имеют ятрогенное происхождение: недогляды, недосмотры, недодумки и прочие «недо-», поэтому у двух разных докторов, работающих с одной системой имплантации, могут быть совершенно разные результаты. Можно привести множество примеров, когда пациенты чувствуют себя хорошо после имплантации самыми экзотическими видами имплантатов, а самого выдающегося доктора с самой совершенной системой могут преследовать неудача за неудачей. Другая категория погрешностей – это «пере-»: перекрутил, пережал, перегрел, а также передумал, перестраховался, перенервничал и другие. А нужно только одно: соблюдать правила, а если ситуация требует, то нарушать их осознанно, но всегда В ПОЛЬЗУ ПАЦИЕНТА! Мягко намекну-напомню, что один из основных принципов корректного врачевания - это «НЕ НАВРЕДИ!», а вовсе не «ВЫЛЕЧИ», тем более любой ценой...
Как практикующий хирург-имплантолог, какому бренду в своей работе вы отдаете предпочтение и почему?
Не думаю, что мой ответ удивит: это – Alpha Bio Tec. И не только потому, что я долгие годы являюсь официальным представителем этой системы в России. Имплантационные системы Alpha Bio, которые уже 30 лет успешно применяются более чем в 50 странах, обеспечивают абсолютно все клинические потребности и с хирургической и с ортопедической точек зрения. Более того, помимо клинических достоинств эти системы еще и привлекательны с финансовой точки зрения, что немаловажно. Это совсем не значит, что я всем своим ученикам рекомендую только эту систему и никакую другую. Врач должен сам выбирать ту систему, которая его полностью устраивает, с которой у него лучше получается работать, которая в его руках гарантирует пациенту долгосрочный прогноз. В этом вопросе выбор однозначно остается за врачом. Я лишь учу разбираться в оценках.
Как вы поступаете в случаях, когда пациент упорно настаивает на каком-то ошибочном решении – например, срочной имплантации?
Я убежден в том, что ни в коем случае не стоит идти на поводу у пациента, если ситуация идет с превышением здравого смысла. Врач-профессионал всегда сможет выдержать любое давление со стороны пациента. Идя на поводу у пациента и проводя какие-то сомнительные манипуляции, можно в итоге получить осложнения, серьезно усложняющие будущую процедуру имплантации. К сожалению, многие врачи поддаются и все-таки выполняют каприз или прихоть пациента, правда, оговаривая «мелким шрифтом», что так делать нельзя, но... Имплантация не срочная процедура, эстетика не является прямым показанием к имплантации, можно абсолютно спокойными конвенциональными способами, менее инвазивными методами придать внешнему виду пациента утраченную полноценность. Обращаясь к врачам, скажу, что пациентам нужно подробно объяснять значение предварительного планирования и основательного подхода к процедуре. Процедура имплантации не относится к ургентным, это абсолютно плановая процедура, требующая предварительных этапов подготовки пациента, а именно: выбора имплантационной системы; выявления соматических заболеваний, которые могут повлиять на успешность имплантации; выбора тактики лечения и определения необходимости подготовительных мероприятий. Хирург-имплантолог – это самое последнее звено в этой цепочке. Имплантация – это работа команды стоматологов: ортопеда, терапевта, гигиениста и, наконец, хирурга.
Как вы организовываете себя и свою команду идти к цели?
Универсального рецепта нет. Команда идет только за руководителем. Если он умнее, энергичнее, прозорливее, авторитетнее, то и команда такая же. А если он не такой, то он теряет авторитет. Какому-то руководителю это может быть все равно, но меня это волнует. Я не могу допустить, чтобы мой авторитет был ниже, чем у любого из моих сотрудников, членов моей команды. Нужно самому себе хотеть доказывать, что ты должен быть лучше. Всеобщее образование равняет всех нас, и только самообразование, самосовершенствование делает нас уникальными, выдающимися и прочее. В чем угодно, в любой сфере главное – завтра быть лучше, чем прежде.
БЛИЦ-ОПРОС КОЛЛЕГ
Татьяна Никольская, челюстно-лицевой хирург, стоматолог-хирург, кандидат медицинских наук, заведующая хирургическим отделением клиники израильской стоматологии «Шенон».
1. Илья Фридман - какой он в работе?
Прежде чем ответить на вопрос, хотела бы уточнить: мой переход из государственной структуры в частную состоялся в 2015 году. Именно тогда я начала работать врачом- хирургом в Немецком стоматологическом центре, который на тот момент возглавлял доктор Фридман И.Ю. И сейчас, уже зная всю стоматологическую структуру Москвы, я понимаю, насколько мне повезло работать в этом слаженном коллективе высококвалифицированных врачей, где выполнялись все протоколы, нормы и правила, а этика и деонтология всегда были на высшем уровне, что четко контролировалось руководством. Тогда же я начала помогать Илье Юльевичу курировать пациентов, направленных врачами-провайдерами на хирургическое вмешательство к доктору Фридману, что включает в себя полную плановую предоперационную подготовку пациента, хирургические манипуляции с коррекцию лечения при необходимости. Это все осуществляется, конечно же, под непосредственным личным контролем доктора Фридмана с обсуждением стратегии лечения. Илья Юльевич имеет очень большой опыт имплантолога, за помощью и профессиональным мнением к нему обращаются люди не только из России, но и из других стран. Очень много сложных работ, непростых случаев, где надо тщательно все исследовать, продумать и распланировать, где каждый нюанс имеет важное значение. Во время операций многие коллеги называют доктора Фридмана «Маэстро» – он настолько виртуозно владеет хирургической ситуацией в операционной, что, как правило, после имплантации довольными остаются и присутствующие во время этого действа врачи, и сам пациент, несмотря на глубину, продолжительность и сложность оперативного вмешательства. Весь ход операции четко распланирован, выстроен и выполнен. Илья Юльевич фундаменталист, в работе целеустремленный, очень умный и правильный, скрупулезный, требовательный. Окружающие его коллеги имеют как минимум хороший уровень знаний и мануальных навыков, что достигается постоянным получением знаний на курсах и участием в конференциях.
2. Есть ли у него недостатки? Какие его достоинства вам особенно нравятся?
Я считаю, что этот вопрос не совсем корректный… Доктор Фридман очень добрый и отзывчивый человек, всегда придет на помощь, если человек попал в беду. Знаю очень многих, кому Илья Юльевич протянул руку помощи. Всегда помогает всем своим ученикам, когда те обращаются к ментору за советом и подсказками. Доктор Фридман весьма харизматичный человек, прекрасный оратор, модератор конференций различного уровня. У него замечательные организаторские способности: взять хотя бы, к примеру, Клуб эффективных менеджеров в стоматологии, который на данный момент объединяет более 10 тыс. специалистов-стоматологов – и это только один из проектов. Другой известный проект – Школа доктора Фридмана – имеет свои филиалы в городах России и Израиля, обеспечивая рядовых стоматологов исключительными знаниями не только в стоматологии, но и в маркетинге, менеджменте, экономике и юриспруденции. По моему мнению, практически все проекты Ильи Юльевича имеют успех.
3. Какой самый ценный опыт вы от него переняли?
Однозначно, это «умение отпускать». Образно говоря, в нашу жизнь постоянно «приходят» новые люди, учатся рядом, перенимают опыт, работают, растут на глазах. Кто-то из них остается, а кто-то в силу непреодолимых обстоятельств меняет работу, место, мнение, окружение, становится дальше… Умение «отпускать», быть «выше эмоций» очень помогает мне и в повседневной жизни, и в каких-то рабочих моментах, когда нужно принять важное решение.
Вы известнейший практикующий хирург-имплантолог, основатель Клуба эффективных менеджеров в стоматологии и эстетической медицине, создатель Школы доктора Фридмана. Как вам удается совмещать все эти виды деятельности?
Это и правда сложно, несмотря на то, что все они в той или иной степени связаны с моей основной профессией. К примеру, Клуб эффективных менеджеров возник как некий ликбез для стоматологов из понимания необходимости овладения врачебным сообществом всеми аспектами ведения бизнеса, что в современных условиях просто обязательно, ведь нас учили лечить, но не учили вести бизнес. Клуб позволяет приблизить врачей к правильному, логичному, законному, легальному, сертифицированному, работающему по стандартам медицинскому бизнесу. На сегодняшний день клуб сплотил около 11 тыс. участников рынка, причем не только из области стоматологии, но и из эстетической медицины – с нами косметологи, пластические хирурги, челюстно-лицевые хирурги, оториноларингологи, большие мультипрофильные медицинские центры. И судя по наполняемости наших конференций и других мероприятий – востребованность и актуальность этого направления будет расти и впредь.
Как мне удается совмещать медицину, бизнес и наставничество? Это не совмещение, скорее параллельное развитие, хотя не всегда это удается одинаково эффективно. Совмещать бизнес и медицину невозможно – они во многом друг другу противоречат или усложняют. Мне удается сочетать эти разные ипостаси только благодаря тому, что у меня есть единомышленники. Для себя понял: совмещать бизнес и медицину с одинаковой эффективностью удается не всегда, и обычно страдает бизнес, потому что я прежде всего врач и учитель. Ни у того ни у другого «меня» нет иных первоочередных предпочтений.
То есть если бы вас поставили перед дилеммой выбрать что-то одно – ответ у вас уже готов?
Думаю, да. В последнее время мне все больше и больше нравится наставничество. Вот в этом, думаю, я нашел себя к своему возрасту. Я вспоминаю, как мой учитель Офир Фромович щедро делился своим опытом и энтузиазмом, как сумел зажечь во мне бесконечный интерес к имплантированию и вот теперь и я сам кайфую от того, что мне очень хочется передать этот «огонь» другим. И у меня это, как мне кажется, получается, быть может, и благодаря наследственности, ведь моя мама –педагог, заслуженный учитель. В сущности, что такое наставничество? Это желание быть максимально полезным, научить своему ремеслу, поделиться опытом, вызвать интерес. За все годы более 5000 хирургов-стоматологов прошли через организованные нами различные учебные мероприятия. Согласитесь, это немало.
БЛИЦ-ОПРОС КОЛЛЕГ
Олег Пономарев, стоматолог-хирург, совладелец стоматологического центра PerfectSmile.
Илья - целеустремленный, неутомимый и с большим количеством энтузиазма. У него масса оригинальных идей и потрясающая харизма. Из недостатков можно отметить некоторую категоричность суждений, которая, впрочем, свойственна всем опытным докторам. Я познакомился с ним на той стадии своего развития, когда у меня появилась потребность делиться знаниями с другими, и он поразил меня своим ораторским искусством, умением держать аудиторию, и фактически был моим учителем и проводником в лекторскую деятельность.
Если бы была возможность что-либо изменить в стоматологии (глобально или локально), то с чего бы вы начали?
Что касается локальных изменений – в данном случае, я имею в виду ту область, которой занимаюсь, то есть дентальную имплантацию, то мне бы очень хотелось, чтобы основы стоматологического имплантирования преподавалась уже на четвертых-пятых курсах, и не в качестве факультатива, а как обязательная дисциплина. И желательно, чтобы знания преподносились на современном уровне, а для этого нужно приглашать лучших носителей академического знания, мировых школ, чтобы вырастить прежде всего у нас в вузах поколение преподавателей, которые и будут преподавать по-новому. Тем более что у нас много фантастически «жадной» до знаний молодежи. Что касается изменений в области стоматологии в целом, то я уверен, что нам как можно скорее нужно принять современные стандарты лечения. В отрасли назрел широкий спектр критических вопросов: обновление нормативно‑правовой базы, профессиональных стандартов, приведение их в соответствие с фактическими условиями работы и требованиями к современной стоматологии, административная, правовая и консультационная помощь стоматологическому бизнесу, защита от потребительского экстремизма, помощь врачам во взаимодействии с пациентами и еще много чего. Сегодня все эти нерешенные вопросы создают проблемы, а новые стандарты в одночасье не могут внедриться: даже если все прогрессивные коллеги единогласно захотят этого, при самом оптимистичном сценарии на это уйдет 3-4 года, а пока все эти стандарты будут приняты – они успеют устареть. Поэтому нам просто необходимо законодательство по этому поводу, нам нужно больше возможностей для самоуправления, больше оперативности. К созданию этих стандартов следует больше привлекать медицинскую, стоматологическую общественность, и общими усилиями обязательно постараться изменить что-то в плане возможности лицензировать персональную ответственность врачей за их работу. Сегодня же у нас вся юридическая ответственность ложится на лицензированное юридическое лицо – то есть ООО. Лицензируются не врачи, а помещения!!! Где это видано?! Я не просто так заговорил об этом. Дело в том, что инициативная группа нашего сообщества «Клуб эффективных менеджеров в стоматологии и эстетической медицине» (КЭМ) уже подала в Министерство юстиции РФ документы на создание профильной НКО, а затем и саморегулируемой организации (СРО). У нас разработан Устав, который предполагает создание СРО по предпринимательскому типу к концу этого года – для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занятых в сфере стоматологии и смежных с ней дисциплин. Минюстом зарегистрирован «Медицинский союз «Единство». Думаю, что в сотрудничестве с другими общественными стоматологическими ассоциациями во главе с крупнейшей из них – СтАР, мы добьемся задуманного максимально быстро и эффективно.
В юности вы занимались конькобежным спортом и учились в музыкальной школе по классу гитары. А какое у вас сейчас хобби?
Гитара и мотоцикл, и не просто мотоцикл, а Harley-Davidson. Те, кто знает, о чем я говорю, подтвердят, что Harley-Davidson нельзя называть хобби – это скорее образ жизни со своей философией. С Харлеем у меня связана одна маленькая цель. У Harley-Davidson есть такой титул Iron Butt (железная задница). Это звание присуждается тому, кто в течение суток проезжает на Харлее ровно 1000 миль – это чуть больше 1600 км. На сегодняшний день мой личный рекорд недобирает до этого 150 км, так что у меня еще впереди этот захватывающий дыхание момент ДОСТИЖЕНИЯ.
Назовите главные составляющие вашей личной «формулы успеха».
Самый главный принцип, который должен исповедовать доктор: желание быть полезным – неважно по какому поводу, неважно кому – оно должно быть первой мыслью, оно должно исходить из спинного мозга в первую очередь, как инстинкт, как жизненная потребность. Уверен, желание быть полезным – основная составляющая успеха любого человека.
0 комментариев