Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

7 советов для прямой реставрации фронтальной группы зубов

21.11.18 21 ноября 2018 0

О чем данная статья? Не каждый стоматолог обладает талантами, присущими настоящим мастерам реставрации. В действительности, это относится к подавляющему большинству моих коллег. Более того, не каждая прямая реставрация передних зубов требует нанесения материала в три слоя, непрозрачности, подбора полутонов. Большинство стоматологов, кто ежедневно выполняет реставрации передних зубов, имеют отлаженную схему работы, позволяющую получить качественный результат за короткий промежуток времени. Чаще всего причина в бюджете, поскольку зарплата зависит от количества пациентов в день, поэтому врач не может тратить все время на точное воспроизведение эстетических характеристик зубов по методике Американской ассоциации косметической стоматологии. «Обычный» врач при обычном темпе работы не может создавать реставрации, которые публикуются в интернете как шедевры эстетической стоматологии. И в этом нет ничего ужасного. Потому что в большинстве случаев такие тонкости не нужны.

7 советов для прямой реставрации фронтальной группы зубов

Ниже я привел несколько советов, как выполнять прямые реставрации передней группы зубов, чтобы получить предсказуемый результат, не потратив чрезмерных усилий. Мне кажется, что такой способ реставрации позволяет уйти от надоевших рутинных действий. Благодаря реставрации передних зубов можно быстро изменить улыбку пациента, и при этом совершенно не нужно улучшать внешний вид всего зубного ряда. Итак, перейдем к 7 советам для создания качественных прямых реставраций передних зубов.


СОВЕТ 1: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЧИСТКА ПОВЕРХНОСТИ

Почему-то зачастую забывают, что на первом этапе реставрации зуба необходимо провести чистку поверхности. Потому что бактерии на эмали зуба образуют биопленки – очень клейкую среду, прилипающую к зубу, поддерживающую жизнедеятельности патогенов, вызывающих кариес и пародонтит. Чтобы продлить срок службы пломбы, не допустить протечку материала, потемнения краев реставрации, нельзя наносить композит на неочищенную поверхность зуба. Единственный действенный способ – механическое удаление бактериальной биопленки. При использовании пасты для чистки зубов на эмали остаются следы биопленки, что можно проверить, нанеся жидкость для индикации зубного налета. Я рекомендую применять средство на основе порошка, например, порошок тригидроксида алюминия в наконечнике для воздушной полировки, который выпускает средство вместе с водой.

Почему именно тригидроксид алюминия? Во-первых, он качественно удаляет биопленки, при этом частицы недостаточно жесткие, чтобы повреждать поверхность. Во-вторых, он используется в пищевой промышленности, безопасен при употреблении внутрь. Разумеется, я не позволяю пациентам глотать порошок, но если они случайно его проглотят, то это не принесет вреда здоровью. Я использую средство для индикации зубного налета и провожу полировку до тех пор, пока не удалю все следы бактериальных биопленок. Этап не занимает много времени, но процедура довольно грязная. Поэтому пациенту надеваются очки для защиты глаз, а лучше – специальную накидку, чтобы не испачкалась одежда.

Знаю, вы сейчас подумали, что этот этап можно пропустить. «Раньше я никогда не делал чистку перед реставрацией, и результат всегда был отличный». Я думал так же, но когда начал проводить предварительную чистку, то увидел разницу своими глазами. Работать на идеальной чистой поверхности проще, адгезия материала намного выше.


СОВЕТ 2: ИЗОЛЯЦИЯ ПОЛОСТИ ОТ РОТОВОЙ ЖИДКОСТИ

Сейчас кто-то подумает: «о нет, он будет рассказывать о пользе коффердама». Да, я считаю, что это важно. Причем изолировать передние зубы намного проще, чем боковые. Самое сложное, это изолировать область реставрации от губ пациента. Латексная (или из другого материала) прокладка подходит для защиты от влаги с губ. Также с этой задачей справляются ретракторы щеки, например, OptraGate (Ivoclar Vivadent) или ComfortView Lip Cheek Retractor (Premier Dental Products). Возможно, вам понравится работать именно с ретрактором, потому как он более прост в использовании.

Если вы будете работать с коффердамом, убедитесь, что оставили достаточно рабочей области. Обычно при работе с передними зубами, я наношу коффердам между вторыми премолярами верхнего ряда. С помощью нити проталкиваю края материала, начиная с середины к боковым зубам, затем надеваю ретейнер для премоляров на каждый второй премоляр. Таким образом, рабочая область будет надежно изолирована от губ и щек. Советую устанавливать коффердам до этапа чистки зубов, таким образом, во время чистки жидкость и порошок не попадут на лицо, в рот пациенту, и убрать после чистки будет проще.


СОВЕТ 3: ОЧЕНЬ ШИРОКИЙ СКОС ЭМАЛИ

Представьте чистые, прекрасно изолированные от попадания жидкостей, зубы, готовые к препарированию. Во время работы уделите особое внимание скосу эмали, чтобы он был равномерным, длинным, с правильным углом. Внимание, постарайтесь сделать скос как можно более длинным. Если возможно, я делаю ширину скоса в два раза больше, чем необходимо для препарирования. При этом я не предлагаю специально чрезмерно углублять скос, разумеется, он не должен достигать дентина.

Почему ширина скоса имеет значение? Дело в том, что это основной фактор сцепления композита с естественной структурой зуба. Я пришел к выводу, что чем больше площадь сцепления, тем менее значимым становится оттенок композитного материала. Благодаря широкому скосу, мне не нужно выбирать идеальный оттенок композита. Смешение оттенков происходит благодаря тому, что естественный цвет зуба лучше проявляется под тонким слоем композита по ходу приближения к краю препарированной области.

Я хотел бы поблагодарить Дэвида Кларка (DDS), который научил меня этому приему во время курсов в Учебном центре Биоклир. Д-р Кларк любил повторять: «Вы видите границу соединения композита? Я – нет, и не знаю, где она».

Поскольку мы соединяем материал с очищенной и обработанной протравливающим средством эмалью, то даже можем нанести композит за пределы препарированной области, и ничего страшного не произойдет. Это придает уверенности в качестве адгезии и позволяет мне не волноваться о том, насколько оттенок материала соответствует оттенку эмали. Следовательно, мне не нужно тратить время на подбор идеального оттенка композита.


СОВЕТ 4: ИСПОЛЬЗУЙТЕ ОДИН ОТТЕНОК «БОДИ»

Это спорный совет. Поскольку если во время реставрации врач делает достаточно широкий скос, то ему не понадобиться даже смешивать несколько оттенков композита для создания естественного эффекта. Нанокомпозиты в оттенке «боди» отличаются правильным балансом прозрачности и непрозрачности для данной техники. Получается, что если нанести нанокомпозит одного оттенка «боди» на очень широкий скос, то вы получите естественный оттенок эмали без необходимости смешивать несколько тонов.

Конечно, этот способ подходит именно для моей техники. Но это очень удобно, потому что в работе вам понадобиться меньше материалов разных оттенков. Благодаря такому эффекту смешивания оттенков, даже если вы немного ошибетесь с цветом, то этого видно не будет.


СОВЕТ 5: ПРИ НАГРЕВЕ КОМПОЗИТ МОЖЕТ ВЫЙТИ ЗА ГРАНИЦЫ ПРЕПАРИРОВАННОЙ ОБЛАСТИ

Это еще один спорный этап. Я применял нагрев композита в течение нескольких лет. Научно доказано, что нагрев композита улучшает физические свойства и ускоряет полимеризацию, но на самом деле, я выполняю этот этап по другой причине. Большинство композитов обладают высокими физическими характеристикам после полимеризации под воздействием светового источника. Я предпочитаю нагревать материал, потому что он приобретает пластичность, и в таком состоянии с ним легче работать.

При нагревании пастообразный композит приобретает пластичность, как у холодного жидкотекучего композита. Это позволяет легче работать с материалом. Вместо того, чтобы нанести композит на поверхность зуба и дальше распределять с помощью аппликатора, нагретый композит можно формировать с помощью техники заливки в форму.

Для этого необходимо использовать матрицу не в качестве разделителя зубов, а для придания формы реставрации. Матрицу (подходят полиэстеровые) с усилием помещают в межзубное пространство, наносят композит. Затем проводят светоотверждение, в результате получается гладкий, правильно сформированный интерпроксимальный контакт.

Цель в том, чтобы подготовить с помощью матрицы форму для заливки. В результате снижается число последующих финишных, полировочных работ, которые непросто проводить на передних зубах. Минус в том, что в результате применения техники заливки в форму, реставрация скорее-всего выйдет за пределы препарированной области. Но реставрация может распространиться только на буккальную, лингвальную и резцовую область, где ее не трудно обработать с помощью бора или диска. Отметим, что пломба выйдет за края на абсолютно чистую эмаль, готовую к качественной адгезии.


СОВЕТ 6: ФИНИШНАЯ ОБРАБОТКА

Если наносить композит традиционным способом, то на финишную обработку не требуется много времени. Однако вы теряете это время в процессе нанесения, тогда как способ заливки в форму значительно более быстрый, необходимо только приноровиться создавать форму для нанесения пластичного композита. Поскольку композит выйдет за границы препарирования, то его нужно обработать. Сначала используйте достаточно крупноабразивный бор, но не снимайте всю пломбу до самой эмали. Потому что нужно оставить слой для обработки алмазным диском.

Для последнего этапа можно применять разные финишные диски. Удобно применять диск с двусторонним покрытием, а лучше диски, предназначенные для движения как вперед, так и назад. При работе с диском, который можно использовать с движением назад, происходит быстрое удаление чрезмерного вытекания композита на вестибулярной и лингвальной поверхности. Мне нравится для этих целей применять самые тонкие алмазные боры, но делать это нужно с большой осторожностью. Даже самые тонкие боры могут случайно выдолбить ненужное отверстие, при работе с диском такого не произойдет.

На первый взгляд, такая техника финишной обработки может показаться слишком трудозатратной. Но это только вопрос привычки. Через некоторое время вы обнаружите, что можете легко проводить инструментами, сохраняя естественные контуры зуба. Этой технике можно и нужно научиться.


СОВЕТ 7: ПОЛИРОВКА

Полировка реставрации не занимает много времени. Самое трудное уже позади – на этапе финишной обработки. Для полировки подойдут самые разные инструменты. Мне нравятся в форме широкой чашечки и в форме колеса. В особенности, хорошо себя проявляют резиновые чашечки под небольшим давлением. Основное совет, касательно полировки – используйте электрические низкоскоростные наконечники – с низкими оборотами (5000-6000) и при обильном потоке воды. Если у вас нет электрического наконечника, то используйте наконечник с воздушным приводом, но работайте максимально медленно. Обратите внимание, чтобы наконечник был мокрым. Следуя этим рекомендациям, вы научитесь проводить полировку быстро.


Я рассказал о технике выполнения прямых реставраций передних зубов, которая проявила себя как эффективная и самая быстрая. Я с предвкушением жду каждого нового пациента, хотя раньше эта работа доставляла мне сложности и выматывала.

Автор: Alan Mead, DDS

Статьи от брендов

0 комментариев