Материаловедение, как отдельная и независимая отрасль стоматологии, продолжает динамично развиваться, обеспечивая практикующих врачей все более эстетическими и усовершенствованными материалами, подходящими для восстановления фронтальной группы зубов. Долгое время конструкции из пресс-керамики являлись главной альтернативой металлокерамическим коронкам, поскольку они сочетают в себе как отличные эстетические характеристики, так и адекватные физические параметры. На сегодняшний день все большее число конструкций изготавливается посредством CAD / CAM технологий, таким образом, реставрации минуют руки техника, а проходят лишь через специализированное программное обеспечение и фрезерный станок.
В клиническом случае, представленном ниже, реставрация была изготовлена из литий-дисиликатной IPS e.max Press-керамики (Ivoclar Vivadent, Ivoclar), которая представляет новое поколение материалов с повышенной прочностью (400 МПа) для восстановления дефектов структуры фронтальных зубов. Независимо от метода изготовления, конструкции из данной керамики обеспечивают уникальный эстетический результат. Но, в то же время, выбор адекватного оттенка и цвета заготовки остается актуальным вопросом, поскольку диапазон материала представлен в разных степенях опаковости и прозрачности, более того – существуют даже многослойные по отношению к цветовым параметрам образцы. Для оптимизации процесса выбора оттенка материала существуют специальные адаптированные диаграммы сравнения. Но наиболее важной составляющей любой реставрации является именно команда лечащего врача и зубного техника, которая может максимизировать и без того высокий эстетический потенциал данного вида керамики.
Клинический случай
28-летняя пациентка обратилась за стоматологической помощью по поводу неадекватного вида композитных виниров в области 7-10 зубов. Основная жалоба сводилась к дисколорации виниров, возникшей со временем, а также к их асимметрическому положению (фото 1).
Фото 1. Дисколорация виниров пациентки и миграция тканей.
После осмотра врач предложил пациентке заменить два винира коронками, на что она охотно согласилась. После снятия виниров было обнаружено, что проблемные зубы отпрепарированы неадекватно и несимметрично, а дентин 7 зуба был несколько темнее, чем дентин 10 зуба. Оттенок последнего был более приближен к оттенку окончательной реставрации. После консультации врач остановился на IPS e.max керамике, как наиболее подходящем материале (фото 2).
Фото 2. Зубы 7 и 10, отпрепарированные под коронки: оттенок культи 7 зуба темнее, чем культи 10.
После препарирования клиницист снял оттиски и переслал их вместе с цифровыми фотографиями в зуботехническую лабораторию. Учитывая разницу цвета в области 7 зуба, а также то, что разные его части имели разный оттенок, было предложено изготовить реставрации из IPS e.max заготовки оттенка MO-0 (фото 3).
Фото 3. Коронка была изготовлена из заготовки IPS e.max оттенка MO-0, что было аргументировано темным десневым краем 7 зуба.
Хотя дизайн прессуемого колпачка предполагал некую коррекцию, данная процедура была неизбежной для достижения индивидуализированных эстетических характеристик. Поскольку прессуемая заготовка была светлой, а область препарируемого зуба со стороны десны – более темной, технику требовалось добавить объема керамики с вестибулярной стороны, чтобы предупредить просвечивание зуба через толщу реставрации (фото 4).
Фото 4. Утолщение края керамики для маскировки темного десневого края 7 зуба.
Следуя инструкциям производителя, на поверхность заготовки был нанесен перекрывной слой керамики, который служит также в качестве бондингового слоя для последующего оттенка дентина А2. А2 дентин нанесли по краю реставрации. Порции более светлого дентина и небольшое количество желто-оранжевых вкраплений были добавлены с целью имитации структуры мамелонов (фото 5), и в то же время для того, чтобы обеспечить адекватную подкладку для будущего слоя эмали.
Фото 5. В десневой области наносили оттенок дентина А2, в то время, как по всей длине зуба была нанесена порция керамики, полученная при смешивании дентина BL2 и порции 10% оранжево-жилого оттенка мамелонов.
Тонкий слой дентина наносили на режущую треть реставрации, а гранулы порошка, нанесенные на верхнюю часть коронки, помогали оконтурировать и подчеркнуть анатомию сымитированных мамелонов (фото 6). Для аналогичной цели в области верхней трети также использовали разные оттенки эмали (фото 7), после чего конструкции спекали согласно инструкций производителя (фото 8). Такой дизайн реставрации был обеспечен для того, чтобы сымитировать эстетический вид соседних зубов и добиться гармонии с общим оттенком зубного ряда пациента (фото 9).
Фото 6. На режущею часть коронки наносили порцию дентина BL2, смешанного с оттенком А1, после чего - желто-оранжевый порошок для имитации визуальных характеристик зуба.
Фото 7. BL T и Т1 эмаль наносили на область режущего края для создания площадки для последующих слоев.
Фото 8. После нанесения первичных слоев конструкцию спекали согласно рекомендациям производителя.
Фото 9. Полученная форма коронки соответствует ее интеграции в структуру зубного ряда.
После этого более темный оттенок дентина наносили на десневую треть реставрации, а более светлый – на режущую (фото 10).
Фото 10. На десневую часть коронки наносили дентин A2, а на режущую – смесь BL2 и А1.
Дальнейшие художественные эффекты были достигнуты за счет подчеркивания мезиальных и дистальных углов конструкции более светлыми порциями эмали (фото 11 и фото 12).
Фото 11. Нанесение оттенков мамелонов для имитации естественных визуальных характеристик.
Фото 12. Линии углов с мезиальной и дистальной сторон были отконтурированы эмалью OE4.
Синевато-полупрозрачный слой керамики наносили на дистальную поверхность 7 зуба (фото 13), и различные ее оттенки наносили вертикально для достижения эффекта биологической мимикрии. Теплый цвет эмали наносили на придесневую область, а с вестибулярной стороны ее слой дополнительно был утолщен (фото 14).
Фото 13. Тонкий слой голубой прозрачной керамики наносился на область дистального и мезиального углов коронки 7 зуба, после чего использовали оттенок эмали BL для контрастирования каждого слоя.
Фото 14. Теплый оттенок эмали был нанесен на десневую поверхность коронки, после чего ее корректировали с помощью оттенка Т1 и Т2.
На палатинальную поверхность обеих реставраций наносили опаковый оранжево-желтый мамелоновый оттенок (фото 15), после чего маргинальную часть с язычной стороны восстанавливали с помощью дентина. Оставшиеся язычные области режущих краев формировали из соответствующих слоев эмали (фото 16).
Фото 15. На небный участок лингвальной поверхности наносили теплый оранжево-желтый оттенок эмали, а язычный гребень коронки формировали с помощью дентинного порошка для воссоздания эффекта замерзания.
Фото 16. Регулярный оттенок эмали был нанесен на режущий и маргинальный края лингвальной поверхности.
При необходимости после первого обжига могут быть нанесены дополнительные слои керамики (фото 17-20). После нанесения второго слоя нужно обязательно нанести тонкий слой обычного или светлого дентина по всему периметру реставрации, особенно с контактных сторон, для того чтобы данные поверхности максимально отбивали свет, и, таким образом, прикрывали серость низлежащей поверхности зуба (фото 21).
Фото 17. Вид после первого спекания.
Фото 18. Язычный вид после первого спекания.
Фото 19. Смесь 1/3 дентина А2 и 2/3 СТ желто-оранжевого оттенка была нанесена тонким слоем на гингивальную часть коронки, а тонкий слой голубого Т оттенка был нанесен на мезиальную и дистальную части режущего края для достижения эффекта натуральной прозрачности.
Фото 20. Слои оттенков BL-T, TI 1 и TI 3 были использованы для воссоздания формы коронки.
Фото 21. Смесь дентина BL2 и TI1 в равном количестве была нанесена на внешний край реставрации для воссоздания эффекта гало и контурирования коронки. Нанесения данной керамики помогло добиться реализации эффекта отбивания света, чтобы минимизировать просвечивание серой поверхности естественного зуба.
Для создания более реалистичного внешнего вида реставрации соответствующие полупрозрачные слои керамики были нанесены на язычную поверхность реставрации (фото 22), после чего в области маргинальных краев была нанесена смесь эмали и дентина для имитации белесоватой полоски, часто встречающейся в структуре природных зубов (фото 23). После спекания и глазурирования реставрации были примерены в полости рта для подтверждения цвета и функциональной адекватности конструкций (фото 24).
Фото 22. Аналогична смесь оттенков была использована в области язычного угла коронки, а также маргинальных краев.
Фото 23. Окончательное спекание коронки.
Фото 24. Примерка коронки.
Год спустя
Фото 25 – фото 28 демонстрируют вид реставраций через год после функционирования. Было отмечено, что в области обеих конструкций наблюдалась незначительная рецессия тканей, особенно над реставрацией 10 зуба. Но, несмотря на это, пациентка была очень довольна результатами лечения, которые помогли ей снова приобрести уверенность в себе среди окружающих и улучшить общий внешний вид (фото 29 и фото 30).
Фото 25. Вид с ретрактором через 1 год.
Фото 26. Латеральный вид справа.
Фото 27. Латеральный вид слева.
Фото 28. Вид с черным контрастером на заднем фоне.
Фото 29. Пациентка полностью удовлетворена своим внешним видом.
Фото 30. Пациентка полностью удовлетворена своим внешним видом.
Автор: Sang K. Jun, CDT
Производители:
Материаловедение, как отдельная и независимая отрасль стоматологии, продолжает динамично развиваться, обеспечивая практикующих врачей все более эстетическими и усовершенствованными материалами, подходящими для восстановления фронтальной группы зубов. Долгое время конструкции из пресс-керамики являлись главной альтернативой металлокерамическим коронкам, поскольку они сочетают в себе как отличные эстетические характеристики, так и адекватные физические параметры. На сегодняшний день все большее число конструкций изготавливается посредством CAD / CAM технологий, таким образом, реставрации минуют руки техника, а проходят лишь через специализированное программное обеспечение и фрезерный станок.
В клиническом случае, представленном ниже, реставрация была изготовлена из литий-дисиликатной IPS e.max Press-керамики (Ivoclar Vivadent, Ivoclar), которая представляет новое поколение материалов с повышенной прочностью (400 МПа) для восстановления дефектов структуры фронтальных зубов. Независимо от метода изготовления, конструкции из данной керамики обеспечивают уникальный эстетический результат. Но, в то же время, выбор адекватного оттенка и цвета заготовки остается актуальным вопросом, поскольку диапазон материала представлен в разных степенях опаковости и прозрачности, более того – существуют даже многослойные по отношению к цветовым параметрам образцы. Для оптимизации процесса выбора оттенка материала существуют специальные адаптированные диаграммы сравнения. Но наиболее важной составляющей любой реставрации является именно команда лечащего врача и зубного техника, которая может максимизировать и без того высокий эстетический потенциал данного вида керамики.
Клинический случай
28-летняя пациентка обратилась за стоматологической помощью по поводу неадекватного вида композитных виниров в области 7-10 зубов. Основная жалоба сводилась к дисколорации виниров, возникшей со временем, а также к их асимметрическому положению (фото 1).
Фото 1. Дисколорация виниров пациентки и миграция тканей.
После осмотра врач предложил пациентке заменить два винира коронками, на что она охотно согласилась. После снятия виниров было обнаружено, что проблемные зубы отпрепарированы неадекватно и несимметрично, а дентин 7 зуба был несколько темнее, чем дентин 10 зуба. Оттенок последнего был более приближен к оттенку окончательной реставрации. После консультации врач остановился на IPS e.max керамике, как наиболее подходящем материале (фото 2).
Фото 2. Зубы 7 и 10, отпрепарированные под коронки: оттенок культи 7 зуба темнее, чем культи 10.
После препарирования клиницист снял оттиски и переслал их вместе с цифровыми фотографиями в зуботехническую лабораторию. Учитывая разницу цвета в области 7 зуба, а также то, что разные его части имели разный оттенок, было предложено изготовить реставрации из IPS e.max заготовки оттенка MO-0 (фото 3).
Фото 3. Коронка была изготовлена из заготовки IPS e.max оттенка MO-0, что было аргументировано темным десневым краем 7 зуба.
Хотя дизайн прессуемого колпачка предполагал некую коррекцию, данная процедура была неизбежной для достижения индивидуализированных эстетических характеристик. Поскольку прессуемая заготовка была светлой, а область препарируемого зуба со стороны десны – более темной, технику требовалось добавить объема керамики с вестибулярной стороны, чтобы предупредить просвечивание зуба через толщу реставрации (фото 4).
Фото 4. Утолщение края керамики для маскировки темного десневого края 7 зуба.
Следуя инструкциям производителя, на поверхность заготовки был нанесен перекрывной слой керамики, который служит также в качестве бондингового слоя для последующего оттенка дентина А2. А2 дентин нанесли по краю реставрации. Порции более светлого дентина и небольшое количество желто-оранжевых вкраплений были добавлены с целью имитации структуры мамелонов (фото 5), и в то же время для того, чтобы обеспечить адекватную подкладку для будущего слоя эмали.
Фото 5. В десневой области наносили оттенок дентина А2, в то время, как по всей длине зуба была нанесена порция керамики, полученная при смешивании дентина BL2 и порции 10% оранжево-жилого оттенка мамелонов.
Тонкий слой дентина наносили на режущую треть реставрации, а гранулы порошка, нанесенные на верхнюю часть коронки, помогали оконтурировать и подчеркнуть анатомию сымитированных мамелонов (фото 6). Для аналогичной цели в области верхней трети также использовали разные оттенки эмали (фото 7), после чего конструкции спекали согласно инструкций производителя (фото 8). Такой дизайн реставрации был обеспечен для того, чтобы сымитировать эстетический вид соседних зубов и добиться гармонии с общим оттенком зубного ряда пациента (фото 9).
Фото 6. На режущею часть коронки наносили порцию дентина BL2, смешанного с оттенком А1, после чего - желто-оранжевый порошок для имитации визуальных характеристик зуба.
Фото 7. BL T и Т1 эмаль наносили на область режущего края для создания площадки для последующих слоев.
Фото 8. После нанесения первичных слоев конструкцию спекали согласно рекомендациям производителя.
Фото 9. Полученная форма коронки соответствует ее интеграции в структуру зубного ряда.
После этого более темный оттенок дентина наносили на десневую треть реставрации, а более светлый – на режущую (фото 10).
Фото 10. На десневую часть коронки наносили дентин A2, а на режущую – смесь BL2 и А1.
Дальнейшие художественные эффекты были достигнуты за счет подчеркивания мезиальных и дистальных углов конструкции более светлыми порциями эмали (фото 11 и фото 12).
Фото 11. Нанесение оттенков мамелонов для имитации естественных визуальных характеристик.
Фото 12. Линии углов с мезиальной и дистальной сторон были отконтурированы эмалью OE4.
Синевато-полупрозрачный слой керамики наносили на дистальную поверхность 7 зуба (фото 13), и различные ее оттенки наносили вертикально для достижения эффекта биологической мимикрии. Теплый цвет эмали наносили на придесневую область, а с вестибулярной стороны ее слой дополнительно был утолщен (фото 14).
Фото 13. Тонкий слой голубой прозрачной керамики наносился на область дистального и мезиального углов коронки 7 зуба, после чего использовали оттенок эмали BL для контрастирования каждого слоя.
Фото 14. Теплый оттенок эмали был нанесен на десневую поверхность коронки, после чего ее корректировали с помощью оттенка Т1 и Т2.
На палатинальную поверхность обеих реставраций наносили опаковый оранжево-желтый мамелоновый оттенок (фото 15), после чего маргинальную часть с язычной стороны восстанавливали с помощью дентина. Оставшиеся язычные области режущих краев формировали из соответствующих слоев эмали (фото 16).
Фото 15. На небный участок лингвальной поверхности наносили теплый оранжево-желтый оттенок эмали, а язычный гребень коронки формировали с помощью дентинного порошка для воссоздания эффекта замерзания.
Фото 16. Регулярный оттенок эмали был нанесен на режущий и маргинальный края лингвальной поверхности.
При необходимости после первого обжига могут быть нанесены дополнительные слои керамики (фото 17-20). После нанесения второго слоя нужно обязательно нанести тонкий слой обычного или светлого дентина по всему периметру реставрации, особенно с контактных сторон, для того чтобы данные поверхности максимально отбивали свет, и, таким образом, прикрывали серость низлежащей поверхности зуба (фото 21).
Фото 17. Вид после первого спекания.
Фото 18. Язычный вид после первого спекания.
Фото 19. Смесь 1/3 дентина А2 и 2/3 СТ желто-оранжевого оттенка была нанесена тонким слоем на гингивальную часть коронки, а тонкий слой голубого Т оттенка был нанесен на мезиальную и дистальную части режущего края для достижения эффекта натуральной прозрачности.
Фото 20. Слои оттенков BL-T, TI 1 и TI 3 были использованы для воссоздания формы коронки.
Фото 21. Смесь дентина BL2 и TI1 в равном количестве была нанесена на внешний край реставрации для воссоздания эффекта гало и контурирования коронки. Нанесения данной керамики помогло добиться реализации эффекта отбивания света, чтобы минимизировать просвечивание серой поверхности естественного зуба.
Для создания более реалистичного внешнего вида реставрации соответствующие полупрозрачные слои керамики были нанесены на язычную поверхность реставрации (фото 22), после чего в области маргинальных краев была нанесена смесь эмали и дентина для имитации белесоватой полоски, часто встречающейся в структуре природных зубов (фото 23). После спекания и глазурирования реставрации были примерены в полости рта для подтверждения цвета и функциональной адекватности конструкций (фото 24).
Фото 22. Аналогична смесь оттенков была использована в области язычного угла коронки, а также маргинальных краев.
Фото 23. Окончательное спекание коронки.
Фото 24. Примерка коронки.
Год спустя
Фото 25 – фото 28 демонстрируют вид реставраций через год после функционирования. Было отмечено, что в области обеих конструкций наблюдалась незначительная рецессия тканей, особенно над реставрацией 10 зуба. Но, несмотря на это, пациентка была очень довольна результатами лечения, которые помогли ей снова приобрести уверенность в себе среди окружающих и улучшить общий внешний вид (фото 29 и фото 30).
Фото 25. Вид с ретрактором через 1 год.
Фото 26. Латеральный вид справа.
Фото 27. Латеральный вид слева.
Фото 28. Вид с черным контрастером на заднем фоне.
Фото 29. Пациентка полностью удовлетворена своим внешним видом.
Фото 30. Пациентка полностью удовлетворена своим внешним видом.
Автор: Sang K. Jun, CDT
0 комментариев