Исследование выявило новые виды бактерий, участвующие в образовании кариеса зубов

15.09.23 15 сентября 2023 1

Ранее считалось, что Streptococcus mutans является основным микроорганизмом, который провоцирует образование кариеса зубов. Однако в недавнем исследовании обнаружено, что еще один вид бактерий, Selenomonas sputigena, играет важную роль в развитии кариеса зубов. Уникальные выводы, полученные в ходе исследования, могли бы помочь в разработке новых стратегий профилактики кариеса.

В ходе исследования ученые проанализировали образцы зубного налета с зубов 300 детей в возрасте от 3 до 5 лет, половина из которых страдали кариесом. Затем они подтвердили свои выводы на другом наборе из 116 образцов зубного налета у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Обнаружено, что S.sputigena сама по себе не вызывает кариес, но при взаимодействии с S.mutans усиливает его кариесогенную силу.

“Это совершенно неожиданное открытие, которое дает нам новое представление о развитии кариеса, выдвигает на первый план потенциальные будущие цели профилактики кариеса и раскрывает новые механизмы образования бактериальной биопленки, которые могут быть актуальны в других клинических контекстах”, - сказал старший автор исследования профессор Хен Мишель Ку, директор-основатель Центра инноваций и точной стоматологии при Школе стоматологической медицины Пенсильванского университета.

Исследования показали, что Selenomonas sputigena взаимодействует со Streptococcus mutans при образовании кариеса.

Исследователи объяснили, что S.mutans метаболизирует сахара с образованием глюканов для защиты бактерий биопленки, а S.sputigena может попасть в ловушку глюканов. Как только это происходит, S.sputigena быстро растет, образуя надстройки в форме сот, которые дополнительно инкапсулируют и защищают S.mutans, тем самым увеличивая выработку кислоты в зубном налете.

Исследование было проведено в сотрудничестве между Школой стоматологической медицины Пенсильванского университета и Университетом Северной Каролины в Чапел-Хилл, школой стоматологии Адамса и Школой глобального общественного здравоохранения Гиллингса. “Это был прекрасный пример совместной научной работы, которая была бы невозможна без взаимодополняющего опыта многих групп и отдельных исследователей и стажеров”, - сказал соавтор профессор Кимон Диварис из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле.

В настоящее время исследователи планируют продолжить изучение того, как S.sputigena попадает в аэробную среду поверхности зуба. “Это явление, при котором бактерия из одного типа окружающей среды перемещается в новую среду и взаимодействует с живущими там бактериями, создавая эти замечательные надстройки, должно представлять широкий интерес для микробиологов”, заключил профессор Ку.

1 комментарий

И что это за исследования, о результатах которых уже давно в википедии написано?

Ответить 17 сентября 2023, 15:56 17.09.23, 15:56