«Как бактерии, путешествующие автостопом по грибам» - исследование показывает, как организмы «ходят» по зубам

03.05.24 03 мая 2024 0

Учёные из Школы стоматологической медицины Университета Пенсильвании сделали неожиданное открытие, изучая образцы слюны детей с тяжёлыми формами кариеса. Они обнаружили, что бактерии полости рта могут соединяться с грибами, создавая тип организма, который перемещается по зубам с невероятной скоростью, способствуя разрушению зубов.

Исследовательская группа из Университета Пенсильвании обнаружила, что в течение нескольких часов после роста группы бактерий смогли “перепрыгнуть” на расстояние более чем в 200 раз длиннее своего тела по поверхности зубов, что дает точное объяснение механизму быстрой бактериальной колонизации и кариеса зубов.

В пресс-релизе университета соавтор исследования профессор Хен Мишель Ку, директор-основатель Центра инноваций и прецизионной стоматологии при университете, заявил, что, не смотря на то, что организмы, составляющие биопленку, были неподвижными, в комбинации они образовали “суперорганизм”: скопление, которое гораздо труднее удалить с зубов, чем любую из двух его составляющих в отдельности.

Когда исследовательская группа изучала тяжелый детский кариес у малышей, они были шокированы, обнаружив, что смесь бактерий и грибов на самом деле развила способность “ходить” и “прыгать”. Рассматриваемые организмы, Streptococcus mutans и грибок Candida albicans, были идентифицированы как основные компоненты биопленки, вызывающие тяжелый кариес у малышей.

Доктор Чжи Рен, аспирант, работающий в лаборатории, и один из соавторов исследования, использовал форму микроскопии, которая позволила команде наблюдать изменения в организмах в режиме реального времени. Бактерии и грибы смогли развить неожиданные уровни адгезии и микробной толерантности. Грибы прорастили гифы, которые позволили бактериям лучше прикрепляться и противостоять удалению. Колонии прочно "прилипали" к зубам и неплохо справлялись с атаками противомикробных лекарств.

Несмотря на надежное крепление, новый суперорганизм может не только "шевелить лапками, но и прыгать с зуба на зуб подобно бактериям, путешествующим автостопом по грибам”, - сказал профессор Ку. Эта способность означала, что, как только скопления были протестированы на человеческих зубах в лабораторной модели, биопленка распространилась намного быстрее, чем ожидалось, потому что организмы были способны двигаться по мере роста.

Полученные результаты могут не только помочь стоматологам лучше понять уровни профилактики, необходимые для предотвращения тяжелого кариеса, но также могут помочь клиницистам понять распространение бактерий в других областях медицины.