Продукты жизнедеятельности бактерий ротовой полости способны активировать спящие т-клетки и вирусы иммунодефицита человека

15.01.15 15 января 2015 0

Группа ученых из Западного резервного университета Кейза (США) обнаружили еще одну важную причину для лечения пародонтита в максимально короткие сроки.

Они обнаружили, что продукты жизнедеятельности бактерий, вызывающих пародонтит, - метаболические короткоцепочечные жирные кислоты (КЦЖК) - могут активировать ВИЧ в спящих Т-клетках и запустить процесс воспроизведения вируса. Эта научная работа позволяет объяснить, почему у пациентов, страдающих ВИЧ-инфекцией и заболеваниями пародонта, отмечается более высокий уровень вируса в слюне, по сравнению с ВИЧ-пациентами со здоровыми деснами.

Ученые предполагают, что продукты жизнедеятельности других бактерий, вызывающих инфекции и другие заболевания, возможно также способны влиять на экспрессию генов через аналогичный механизм.

Результаты исследования особенно важны для лечения заболеваний пародонта у ВИЧ-пациентов, так как, стало очевидно, что инфекционные заболевания пародонта необходимо вылечить в максимально короткие сроки.

Открытие о влиянии КЦЖК на Т-клетки удивило и самих исследователей: ассистента профессора на кафедре биологических наук Западного резервного университета Кейза Фенгчуна Е и Джонатана Карна, директора Центра исследования СПИДа и декана факультета Молекулярной биологии и микробиологии в университете Кейза.

Взаимосвязь пародонтита с ВИЧ объясняется действием пяти КЦЖК, представляющих собой продукты жизнедеятельности двух наиболее распространенных бактерий полости рта - Porphyromonas gingivalis (Pg) и Fusobacterium nucleatum (Fn). Данные КЦЖК участвуют в активации спящих иммунных Т-клеток, содержащих латентную (неактивную) форму вируса ВИЧ-1.

Говоря простыми словами, КЦЖК действуют в качестве соединительного кабеля, который можно подключить к устройству с полностью разряженной батареей, и тогда батарея начинает заряжаться, а устройство вновь становится активно, - говорят ученые.

В организме каждого человека есть спящие Т-клетки, выполняющие защитную функцию: когда возникает воспалительный процесс, они просыпаются и начинают реагировать на него, избавляя организм от инфекции, - поясняет д-р Фенгчун Е.

«Пока человек не заболеет, Т-клетки будут оставаться неактивными», - продолжает д-р Фенгчун Е.

Однако у больных ВИЧ в Т-клетках также могут находиться неактивные формы вируса ВИЧ-1, которые остаются латентными до тех пор, пока их не разбудят, - говорит д-р Карн.

В прошлом году они обнаружили, что масляная кислота (одна из кислот КЦЖК) запускает механизм, который активирует вирус, ассоциированный с саркомой Капоши – раковое заболевание, часто встречающееся среди больных ВИЧ.

Сделав это открытие, ученые решили тщательнее изучить все виды КЦЖК. В результате чего обнаружили, что масляная кислота, содержащаяся в большом объеме, может активировать Т-клетки и запустить процесс размножения вируса. Также было обнаружено, что при наличии всех пяти кислот КЦЖК даже в малом количестве, работая сообща, они также способны запустить данные процессы.

«Мы ошибочно уделяли внимание исследованию одной лишь масляной кислоты. И удивились, когда обнаружили, что действие всех пяти кислот в совокупности оказывает аналогичный эффект», - говорит д-р Карн.

Воздействие на спящие Т-клетки и репликацию вируса ВИЧ позволило нам сделать сразу два открытия и составить новые выводы о малоизученном вопросе – микрофлора пациентов с ВИЧ-инфекцией.

Открытие послужило толчком к дальнейшему исследованию механизма, активирующего размножение вируса при наличии заболевания десен.

Противовирусная терапия препятствует размножению активных клеток ВИЧ, но не влияет на спящие формы вируса в Т-клетках.

Ученые утверждают, что пока у пациента нет заболевания десен, вирус будет находиться в латентном состоянии.