Ученые провели анализ жвачки из березового дегтя возрастом 5 700 лет

06.01.20 06 января 2020 0

Проанализировав состав "жвачки" возрастом 5 700 лет, авторы рассказали о генотипе древнего человека, составе микрофлоры полости рта и патогенных микроорганизмах. Образец позволил выделить ДНК и рассказать о человеке, который жил тысячи лет назад.

Ученые провели анализ жвачки из березового дегтя возрастом 5 700 лет

В ходе раскопок на юге Дании в городе Силтхолм археологи обнаружили кусок березовой смолы с рисунком зубов. Предполагается, что древний человек использовал его в качестве жвачки, либо, чтобы уменьшить голод или снять зубную боль. «В результате анализа удалось выделить ДНК в составе куска дегтя», - пишет автор работы, к.н. Теис Дженсен, преподающий на факультете археологии при Университете Йорка в Великобритании.

Раскопки проводила строительная компания, занимающаяся прокладкой туннеля Фехмарн, в сотрудничестве с сотрудниками музея Лолланд-Фолстер. Данную находку рассматривают как важный источник ДНК древнего человека, потому как других следов или останков захоронения в месте раскопок не нашли.

После того, как ученые выделили ДНК, они смогли рассказать об обладателе находки – женщина из племени охотников-собирателей из центральной Европы. Примечательно, что ее генотип отличается от генотипа племен, обитавших на территории центральной Скандинавии в тот же период времени. Авторы отметили, что вероятнее всего, ее глаза были голубыми, а кожа – смуглой.

В составе куска дегтя обнаружили ДНК растительного и животного происхождения, а именно – лесного ореха и утки. Поэтому авторы предположили, что эти продукты составляли часть рациона древнего человека. Вероятно, это племя занималось собирательством и охотой в период неолита, поскольку фермерство и одомашнивание животных пришло из стран Скандинавии.

Далее из образца выделили несколько условно-патогенных микроорганизмов. Авторы заявили, что подобные образцы дегтя могут быть важным источником информации о составе микрофлоры полости рта древних людей и ее эволюции. Они предположили, что исследование подобных находок позволит проследить реакцию и активность патогенных микроорганизмов в течение столетий, чтобы открыть способы устранения патогенов из полости рта в будущем.

Археологи считают подобные находки особенно важными: в других кусках дегтя могут быть следы разных ДНК, что позволит открыть миру новые данные о быте, генетическом происхождении, фенотипе, здоровье и рационе питания древних людей.