Ученые разработали новый ополаскиватель для полости рта и объяснили механизм, за счет которого он эффективно борется с бактериями ротовой полости

05.06.15 05 июня 2015 0

В 2011 году д-р Веньян Ши из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе разработал ополаскиватель для полости рта, который уничтожает бактерии стрептококка, являющиеся основной причиной появление кариеса.

Недавно д-р Ши опубликовал новое исследование, которое детально объясняет механизм действия активного ингредиента ополаскивателя и его высокую эффективность. В состав ополаскивателя входит антимикробный пептид С16G2 (или STAMP) оказывающий губительное воздействие исключительно на вредные бактерии Streptococcus mutans, являющиеся возбудителями кариеса, при этом действие пептида никоим образом не влияет на полезную микрофлору полости рта. В результате в полости рта создается микрофлора, благоприятная для поддержания здоровья зубов. Данное открытие является важнейшим достижением, поскольку в течение последних 20 лет ученым было известно о том, что большинство бактерий ротовой полости не оказывают губительного воздействия на состояние зубов. При этом большинство антибиотиков широкого спектра, а также известных ополаскивателей для полости рта, уничтожают как болезнетворные, так и полезные бактерии, кроме того эффект таких средств сохраняется в течение 12 часов. Также, чрезмерное употребление антибиотиков широкого спектра может значительно повлиять на микрофлору всего организма, что делает человека более подверженным инфекционным заболеваниям. Таким образом, можно сказать, что методики эффективного лечения кариеса, вызванного деятельностью бактерий, на данный момент не существует.

Однако д-р Ши заявляет, что его разработка позволяет изменить микрофлору полости рта, создав микробиом, поддерживающий здоровое состояние зубов.

На данный момент компания C3 Jian, созданная д-м Ши, проводит испытание нового лекарственного препарата на основе пептида C16G2 (который на данный момент представляет собой специальный гель) для профилактики кариеса. Сейчас проект находится на 2 фазе клинических испытаний.

Множество исследований показали, что изменение микрофлоры зачастую является следствием различных болезней. В случае, когда бактерии провоцируют развитие болезни, это связано с их чрезмерным ростом (что происходит в ситуации, когда иммунная система организма ослаблена), либо микробы попадают в части тела, которые в обычном состоянии не имеют бактерий (к примеру, в кровь, нижние дыхательные пути или брюшную полость).

По мнению д-ра Ши, на основе избирательно механизма действия пептида STAMP, возможна разработка других средств для лечения болезней, также вызванных нарушениями микрофлоры. Таким образом, избирательный механизм действия пептида может быть взят за основу для исследований терапевтических методов в других областях медицины, помимо стоматологии.

«Это действительно великое открытие, которое доказывает, что с помощью механизма изменения микрофлоры можно лечить и предотвращать появление болезней. Это исследование доказывает, что механизм избирательного уничтожения бактерий работает, а значит, у ученых появилось средство, с помощью которого можно изменять микрофлору организма для заданных целей, а также определить и изучить назначение и функции основных групп бактерий», - говорит д-р Ши.

По словам главы факультета микробиологии и молекулярной генетики Медицинской школы Гарварда д-ра Джона Мекаланоса: «Попытки изменить число бактерий только определенного штамма в микрофлоре – это сложнейшая задача, стоящая перед учеными. Д-ру Ши и его коллегам удалось найти способ справиться с ней».