Эстетика: сочетание каркасных и бескаркасных конструкций в рамках одной работы

15 апреля 2011, 6:23

Рассматриваемый в данном материале случай – довольно типичная клиническая ситуация, когда необходимо изготовить коронку на каркасе из оксида циркония, а рядом с ней многослойный винир или жакетную коронку без применения каких-либо каркасов.

Такая работа всегда сложна в техническом исполнении, поскольку довольно непросто обеспечить трансмиссию света. Как правило, каркасы из оксида циркония очень яркие, и для того, чтобы нейтрализовать эту яркость, приходится создавать многослойный «бутерброд» – целенаправленную стратификацию и запутывание света, используя сперва прозрачный слой, потом непрозрачный и так далее...

Работы, в которых приходится сочетать каркасные и бескаркасные конструкции, к тому же находящиеся в непосредственной близости друг от друга, в моей практике встречаются довольно часто, и отправной точкой каждый раз служит базовый слой, который создает экран. Он может накладываться как на каркасы, так и на огнеупорный материал. Но здесь следует немного оговориться и рассказать о том, как это правильно сделать.

Исходная ситуация.

Колпачок из оксида циркония на центральном зубе и латеральный резец (рис. 1-2).

Первое, что мы делаем – естественно, подготавливаем колпачок из оксида циркония (рис. 3).

Этапы подготовки традиционные, тем не ме нее, немного напомню их.

Обработка каркаса ведется с водяным охлаждением. Используется турбина только с хорошим потоком воды (рис. 4).

Лучше заранее по заботиться о том, чтобы она была охлажденная – у меня всегда в холодильнике имеется дистиллированная вода, которую я использую специально для оксида циркония, заливая ее в турбину. Обильный поток воды обеспечивает охлаждающий эффект. Такой обработки обычно требуется немного - каркасы, которые я получаю, как правило, уже имеют великолепную посадку, и их практически не приходится шлифовать – разве что филигранная обработка по окружности и в некоторых местах по толщине (рис. 5).

Пескоструить каркасы не нужно, так как это приводит к локальному перегреву, который неблагоприятно отразится на кристаллической решетке оксида циркония.

Для механической очистки каркас можно отпароструить, но лучше использовать ультразвуковую ванну и ацетон (рис. 6-7), который наливают в стеклянную колбу (не в пластмассовую, потому что она растворится) и ставим на 7-8 минут.

Механическая встряска в сочетании с обезжиривающим агентом дают очень хороший результат.

Первичный обжиг.

Следующим очень важным этапом является обжиг отпуска, или как я его называю, обжиг-релакс – он снимает напряжения, которые образуются во время обработки циркония и других технических мероприятий.

Обжиг проводится при температуре 1050°С в течение 1-2 минут (рис. 8), после чего колпачок готов к нанесению керамической массы.

Следующий этап – облицовка.

Подготовка штампика.

В свою очередь, для того, чтобы подготовить штампик из огнеупорного материала, мы также проводим дополнительный обжиг – это обжиг низкоплавкого материала, для создания глянцевой поверхности. Для этого используем смесь транспарент-массы (To) и глазуровочного порошка. Ее равномерно распределяем по поверхности штампика, но предварительно маркируем границу реставрации огнеупорным карандашом (рис. 9-13).

Укладка материала должна вестись с заступом за границу на 1-2 мм. Дело в том, что огнеупорный материал – достаточно рыхлый, и нам необходимо очень хорошо запечатать все микропоры.

После спекания (рис. 14) получаем глянцевую поверхность, что поможет в дальнейшем при нанесении непрозрачного материала, который будет ложиться хорошо и ровно.

Теперь можно нанести цветовую shade-базу (SBB2) на колпачок и на штампик одновременно – также равномерным тонким слоем, что создает экран, который дает возможность в дальнейшем работать по базисной технике (рис. 15-16).

Обжиг проводим на одной температуре (рис. 17-18).

Штампики – не большие по объему, и мощность печи обеспечивает равномерное спекание. Если требуется, делаем повторный обжиг – их может быть и два, и три. Я обычно провожу два обжига и стараюсь равномерно укрыть поверхность.

Критерием того, насколько хорошо спекается масса, служит текстура поверхности – она не должна быть ни слишком глянцевой, ни слишком рыхлой, примерно как яичная скорлупа.

Если огнеупорный материал не полностью закрыт, следует повторить обжиг – ничего страшного в этом нет (рис. 19).

Послойное нанесение.

По окончании подготовительных этапов можно приступать к послойному нанесению керамики. Первое - используем опак-дентин, который также служит хорошим светофильтром, обеспечивающим выравнивание яркости каркасного и бескаркасного объектов. В области шейки я использую более насыщенный материал, а для построения тела – более светлый. Обеспечиваем переход к режущему краю (рис. 20-22).

Спекаем (рис. 23).

Следующее построение осуществляется дентин-массой. Модифицируем шейку, затем окончательно выстраиваем форму зубов и применяем методику cut-back (рис. 24-26).

Аккуратно срезаем инструментом по режущему краю и получаем дентиновые «пальчики».

Эмаль выкладывается по периметру в виде ореола (рис. 27). Это делается для того, чтобы техник мог контролировать толщину перекрытия прозрачными слоями, после чего применяем мамелон-1 и мамелон-2 (рис. 28).

Это не обязательно, но все-таки для хорошей флюоресценции режущего края используем этот материал.

Следующим шагом может быть внесение модификаций (рис. 29) с использованием красителя или интенсива для горизонтального прокрашивания – «тельняшки». Какие-то области делаются более светлыми, есть фрагменты, которые обрамляют эту зону – получается естественный цветовой рисунок.

Приступаем к работе с люстровым фарфором. В проксимальной области, естественно, используем более прозрачный ма териал: Tblue, T-0, LT-N (рис. 30).

Применяем латеральное сегментирование, стремясь к тому, чтобы слои не перемешивались, а лежали мозаично, каждый на своем месте.

Затем мы можем сделать сегментарное прокрашивание, имитируя трещинки (рис. 31). Их необходимо делать как можно более аккуратно.

Создаем окошко для трещинки из более светопроницаемого материала – это может быть любой транспарент (рис. 32).

Завершаем построение кремовым оттенком – дистальный край всегда менее прозрачен. Оформляем контуром из осветленного либо нейтрального материала (рис. 33-34).

Небная поверхность оформляется в самую последнюю очередь. Это делается для того, чтобы осуществлять визуальный контроль послойного нанесения. Мы видим, что дентин, эмаль и транспарент имеют очень четкий структурный рисунок, который повторяет каждый предыдущий слой, равномерно укутывая его (рис. 35). Особенно важна равномерность для эмалевого слоя. Таким образом мы создаем правильное послойное нанесение.

Я равномерно расчищаю палатинальную зону, ямку, снимаю ее специальным режущим инструментом и в эту область укладываю модифицированный материал (рис. 36) – это может быть подкрашенный опак-дентин или в чистом виде модификатор – все зависит от того цвета, который мы пытаемся воспроизвести. Я использовал смесь light-orange с opaque-body. Завершаем построение каким-либо прозрачным материалом (рис. 37).

В области ямок и вогнутостей я могу по сухому нанести краситель. Это хорошо смот рится, по тому что краситель внедряется в слои керамики и воспроизводит естественный объем.

После этого можно немного подкрасить – не важно, внутренней или наружной краской.

Главное условие – чтобы она немного внедрялась в толщу керамики, это обеспечивает более естественное восприятие цвета. Проксимальные зоны можно просто посыпать сухой краской.

Она хорошо ложится, при необходимости имитируя налет (рис. 38-39).

С латеральным резцом мы делаем все то же самое (рис. 40-48).

Обжигаем ке рамику. Обжиг проводим на одной температуре. Повторю, что штампик небольшой, и поправку на термический эффект делать не приходится.

После обжига получаем структуру зуба, которая должна иметь поверхность, как у сахара, опущенного в чай, крупные кристаллы спеченной керамики должны быть видны (рис. 49-50).

После обработки получаем красивую картинку, где хорошо видно послойное нанесение (рис. 51).

Затем следует коррекция, которая проводится кремовым или нейтральным материалом (рис. 52-53).

Это не значительный слой керамики, ко торый достраивает зуб до правильной анатомической формы. После спекания сложно отличить, где – работа на каркасе, а где – без него (рис. 54-55).

Таким об разом, при помощи shade-базы мы выровняли цвет, но повторюсь, ее нужно накладывать на глянцевый прозрачный слой – он создает поверхность, по которой база ло жится ровно. Если мы будем делать это сразу на огнеупорный материал, то получим пятна, которые будут очень хорошо видны сквозь поверхность керамики, и избавиться от них не будет никакой возможности.

Проводим контурирование и полировку (рис. 56-57).

Если посмотреть на готовую работу в проходящем свете, то видно, что облицовки не отличаются по цвету, но светопроницание, конечно, выше у бескаркасной коронки (рис. 58).

Однако, это нас не смущает, так как толщина керамики достаточно большая, и она выравнивает имеющуюся разницу.

Другими словами, описанная в данной статье методика – это та технология, которая может применяться при значительной толщине материала (имеются в виду значения, превышающие 1 мм). В иных случаях, возможно, стоит выбрать другой подход.

Окончательный вид полностью готовой работы приведен на рис. 59-60.

Заключение

Существуют различные методики для выполнения сочетанных каркасных и бескаркасных работ.

Также существуют методики для решения проблем с высокодисколорированными зубами с сохранением cветопроницаемости без блокировки – с использованием взаимодополняющих цветов. Таким образом, мы можем сохранить светопроницаемость, используя нейтрализацию, или создать равномерный слой методом блокировки и экранизации.

Выбор метода зависит от толщины препарирования. Если мы работаем с живыми зубами, то, естественно мы будем стремиться к тому, чтобы сохранить живую ткань. При работе же с депульпированными зубами и вкладками места гораздо больше, и мы можем применять технику жесткого экрана, который будет флуоресцировать и за счет этого выравнивать цвет.

Врач и техник должны владеть и той, и другой техникой. Это создает оп ределенный профессиональный арсенал, а наши знания о природе света и цвета дают возможность использовать тот или иной метод по своему выбору.

Автор: Дмитрий Никоненко, мастер-зубной техник, зуботехническая лаборатория «Дентальные мастерские Феникс», г.Москва

0 комментариев

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.

Войти или Зарегистрироваться