Клеточные посредники в составе слюны могут контролировать рост бактерий, вызывающих пародонтит и менингит

17.05.18 17 мая 2018 0

В научной работе, проведенной сотрудниками Университета Южной Калифорнии, доказали, что клеточные посредники в составе слюны могут контролировать рост бактерий, вызывающих ряд заболеваний, в том числе пародонтит и менингит.

В основе работы лежала гипотеза о том, что РНК - клеточные посредники в слюне - могут воздействовать на популяцию патогенных бактерий в ротовой полости.

Авторы: д-р Давид Вонг, преподаватель дисциплин по биологии ротовой полости и заместитель декана факультета исследований при Стоматологической школе университета, и д-р Венийан Ши, генеральный директор и главный научный сотрудник Института Форсайта – научно-исследовательского института в Кембридже.

РНК выступает в качестве посредника, осуществляющего передачу информации, кодирующейся в РНК, к другим элементам клетки. Малые регуляторные некодирующие РНК, известные как малые РНК (мРНК), осуществляют регуляцию генов. Недавно был открыт новый подвид мРНК – транспортные РНК-производные малые РНК (тмРНК). Они содержатся в жидкостях организма, в том числе в крови, слезной жидкости и слюне.

Авторы работы изучили малые РНК в составе слюны и обнаружили, что многие из них принадлежат к подвиду тмРНК, причем их последовательность частично совпадает с последовательностью транспортных РНК некоторых грамотрицательных бактерий ротовой полости – т.е. микроорганизмов с очень токсичной оболочкой, которые вызывают болезни пародонта. Слюнные тмРНК, вероятно, могут воздействовать на бактериальные тРНК – тип молекул РНК, участвующих в декодировке последовательностей транспортных РНК в белки, что необходимо для роста бактерий. В рамках исследования рассматривали грамотрицательные бактерии Fusobacterium nucleatum (F. nucleatum) часто вызывающих пародонтит.

В результате эксперимента было обнаружено, что клетки хозяина реагируют на присутствие бактерии F. Nucleatum путем выделения специфичных тмРНК, последовательность которых совпадает с тРНК бактерии. Более того, выделенные тмРНК способны подавлять рост бактерии F. Nucleatum, при этом они не оказывают действия на грамположительные бактерии в ротовой полости, например, на Streptococcus mitis – бактерию, погибающую под действием антибиотиков.

«Было доказано, что существует коммуникационный канал между транспортными РНК и бактериями в ротовой полости. Более того, мы продемонстрировали, как данные посредники могут контролировать действие бактерий на организм», - говорит д-р Вонг.

Другое важно открытие состоит в том, что большинство последовательностей тРНК бактерий частично совпадает с последовательностями тмРНК грамотрицательных бактерий ротовой полости, не реагирующих на действие антибиотиков. Благодаря данным наблюдениям возможно удастся лучше понять механизмы роста бактерий в ротовой полости, их резистентности к антибиотикам, и даже найти способы для лечения заболеваний ротовой полости, говорит д-р Вонг.

«Наша работа позволит искать новые методики для лечения болезней, вызванных патогенными бактериями. Университет Южной Калифорнии и Институт Форсайта продолжат работу над данных проектом», - говорит д-р Ши, бывший преподаватель дисциплин по биологии ротовой полости в университете.

Так, один из ранних маркеров пародонтита – нарушение баланса грамположительных и грамотрицательных бактерий в ротовой полости в сторону последних. Если получится детально изучить процесс роста грамотрицательных бактерий, то возможно, удастся найти способ обратить этот процесс или вовсе уничтожить патогены.

«Наше исследование откроет новые возможности для создания лечебных и профилактических методик для борьбы с пародонтитом», - утверждает д-р Ксиесонг Хе, исследователь Института Форсайта и один из авторов работы.