Присоединяйтесь к Клубу стоматологов в Telegram

Трансплантация корней - использование корней зубов при лечении недостаточности костной ткани

20.12.22 20 декабря 2022 0

Лечение костной недостаточности - знакомая задача для всех имплантологов. Такая недостаточность может поставить под угрозу установку имплантата, его жизнеспособность в долгосрочной перспективе и влиять на ожидаемый эстетический результат. Таким образом, там, где есть дефект кости, нам доступны два основных вида лечения. Во-первых, происходит направленная регенерация костной ткани. Это сочетание использования мембраны и биоматериала, в свою очередь, существует несколько вариантов используемых материалов, в зависимости от типа мембраны. Во-вторых, мы можем использовать аутогенную кость в виде блока или чипа в качестве накладки или опорной конструкции, согласно методике, разработанной профессором Fouad Khoury (Фуад Кури) В зависимости от квалификации и опыта хирурга, применение данных методов может потребовать проведения нескольких операций, и могут пройти месяцы, прежде чем имплантат сможет быть установлен в зубную дугу.

Трансплантация корней - использование корней зубов при лечении недостаточности костной ткани

Однако существует третий способ лечения костной недостаточности, основанный на принципе анкилоза и резорбции корней, путем пересадки костного блока корней собственных зубов пациента. Мы будем использовать термин “корневой трансплантат” для обозначения используемых фрагментов корня. Эта техника была первоначально описана командой, работающей с профессором Frank Schwartz (Фрэнк Шварц), который предложил пересадку корней зубов в качестве подготовительного этапа к имплантационной хирургии в 2016 году. На примере трех клинических случаев мы обсудим сферу применения корневых трансплантатов, поскольку мы используем их в нашей повседневной работе в области стоматологической хирургии и как данная техника изменилась по по сравнению с техникой, описанной командой, работающей с Профессором Schwartz (Шварцом). Наша цель - улучшить, тот опыт, который получают пациенты, проходя хирургический этап стоматологического лечения и, по возможности, добиться одновременного увеличения костной ткани в зоне имплантации. Мы намеренно ограничили область применения данной техники недостаточностью объема поперечной кости.

Материалы и методы

Сначала необходимо извлечь корень; это будет будущий корневой трансплантат (фото 1). После чего корень готовят путем мягкой полировки, чтобы очистить и удалить отложения зубного камня. Корональный срез и любые мягкие или разложившиеся части удаляются с его поверхности. Корень сегментируется на две части с помощью диска. Для очистки каналов используется алмазный бор и удаляются остатки пломбировочного материала. При необходимости корень снова разрезают, чтобы придать ему форму, соответствующую дефекту, и просверливают в нем отверстия для стабилизирующих винтов для остеосинтеза. Трансплантат фиксируют в месте введения с помощью винтов для остеосинтеза, при этом дентин соприкасается с костным гребнем, а цемент - с мягкими тканями. Корневые трансплантаты фактически поляризованы: дентин должен соприкасаться с костным гребнем, чтобы обеспечить анкилоз, в то время как цемент, соприкасаясь с мягкими тканями, действует как барьер, предотвращающий резорбцию трансплантата мягкими тканями (фото 2). Если трансплантат используется в качестве биологической мембраны и предназначен для формирования несущей конструкции, пространство между трансплантатом и гребнем заполняется пломбировочным материалом (фото 3).

Фото 1. Извлеченный корень для создания корневого трансплантата.

Фото 2. Корневой трансплантат поляризован.

Фото 3. Пространство между трансплантатом и альвеолярным гребнем заполняется пломбировочным материалом.

Клинический случай 1

Был пролечен 36-летний пациент с потерей зубов №36 и 37 и недостаточностью поперечной кости в существующем промежутке. Можно было бы установить имплантаты, но при этом остался бы только тонкий слой вестибулярной кости на шейке имплантатов. Существовал серьезный риск расхождения тканей, что могло поставить под угрозу приживаемость имплантата в зубной дуге (фото 4).

Фото 4. Продемонстрирован серьезный риск расхождения тканей.

У нас было три альтернативных варианта действий: трансплантация костного блока из ветви нижней челюсти, сегментарная остеотомия или использование корневого трансплантата, зная, что зуб № 46 спасти невозможно. Мы выбрали третий вариант, потому что он позволял одновременно устанавливать имплантаты и проводить реконструкцию кости. Большой лоскут был приподнят, чтобы оценить объем убыли костной ткани и в ожидании первичного закрытия лоскутом области увеличенного альвеолярного гребня.

Два имплантата были установлены как обычно, несмотря на низкую остаточную толщину кости в вестибулярной области запланированных положений для имплантатов (фото 5). Корни зуба № 46 были удалены атравматично (для отделения корней использовали инструменты пьезохирургии и т.д.) и затем корни были подготовлены, как описано ранее. Корням придали форму, соответствующую дефекту, и зафиксировали в месте введения костного трансплантата при помощи винтов для остеосинтеза (фото 6). Лоскут был мобилизован и растянут для достижения закрытия от края до края без натяжения, а для швов использовалась быстро рассасывающаяся плетеная нить 4/0 (фото 7). Через четыре месяца после проведения процедуры увеличения объема кости и установки имплантата к имплантатам были подсоединены заживляющие абатменты и удалены винты для остеосинтеза (фото 8 - 9). Во время операции было потрачено время на визуальную проверку того, что анкилоз (сращение) корневых трансплантатов с окружающей костью прошло успешно и, что они были надежно фиксированы друг с другом.

Наконец, была проведена оценка срезов КЛКТ. Протез был установлен нашим коллегой, стоматологом-ортопедом, несколько недель спустя, как только мягкие ткани зажили.

Фото 5. Продемонстрирована низкая остаточная толщина кости в вестибулярной области имплантатов.

Фото 6. Корням придали форму, соответствующую дефекту, и зафиксировали в месте будущего протезирования с помощью винтов для остеосинтеза.

Фото 7. Для наложения швов использовалась быстро рассасывающаяся плетеная нить №4/0.

Фото 8. Заживляющие абатменты присоединены к внутренней части имплантатов.

Фото 9. Винты для остеосинтеза удалены.

Клинический случай 2

Был пролечен 62-летний пациент с мостовидным протезом от зуба № 21 до зуба №27, требующим замены, у зубов № 21, 23, 24 и 27 отсутствовали абатменты, а на зубах № 22, 25 и 26 не было коронок. Имелась недостаточность поперечной костной ткани альвеолярного гребня в области зуба № 22, что позволило бы установить имплантат, но эстетический результат был бы неудовлетворительным (фото 10).

Фото 10. Недостаточность поперечной кости альвеолярного гребня в области зуба №22.

Сначала мостовидный протез в области зуба №24 был распилен дистально, для удаления корня зуба №27. После периода заживления длительностью около двух месяцев, пациенту была проведена процедура одномоментного удаления зуба с последующей немедленной имплантацией и постановкой эстетической реставрации. Мостовидный протез был разрезан дистально на зубе № 21, лоскут полной толщины был поднят, и зубы № 23 и 24 были удалены, что позволило оценить дефект кости на зубе № 22 (фото 11).

Фото 11. Поднят полнотканный лоскут, совместно с удалением зубов №23 и 24.

Имплантаты были установлены в зоны расположения зубов и №22, 24 и 27. Корень зуба №23 позволил нам компенсировать дефект кости и добиться удовлетворительного эстетического результата. Корень был приготовлен, как описано ранее. Корневой трансплантат фиксировали в стороне от альвеолярного гребня, так что бы края трансплантата соприкасались с альвеолярной костью (фото 12).

Фото 12. Края корневого трансплантата соприкасаются с костью альвеолярного гребня.

Промежутки между гребнем, трансплантатом и альвеолами кости были заполнены синтетическим биоматериалом на основе гидроксиапатита, лоскут был растянут и фиксирован вокруг заживающих абатментов, затем был получен оттиск и в течение дня в лаборатории был изготовлен временный протез с фиксацией на имплантаты зубов № 22-27, который был установлен в тот же вечер. Швы были сняты на десятый день, а сам мостовидный протез был удален через два месяца после достижения удачной остеоинтеграции имплантатов. Винты для остеосинтеза в этом случае не были удалены, поскольку они не были видны под десной (фото 13 - 14). Оценка срезов КЛКТ была проведена через шесть месяцев, чтобы убедиться, что трансплантат успешно прижился. Наконец, наш коллега установил постоянный протез.

Фото 13. Винты для остеосинтеза не были удалены, поскольку они не прослеживались сквозь мягкие ткани десны.

Фото 14. Необходимости в удалении винтов для остеосинтеза не было, так они не проглядывали сквозь мягкие ткани десны.

Клинический случай 3

Был пролечен 55-летний пациент с переломом корня зуба №13 под коронкой и свищом с противоположной стороны (фото 15).

Фото 15. Перелом корня зуба №13 под коронкой и со свищевым ходом с противоположенной стороны.

План лечения пациента заключался в извлечении зуба с последующей немедленной имплантацией и постановкой эстетической реставрации. К сожалению, как это иногда бывает и несмотря на принятые меры предосторожности, большая часть вестибулярной стенки альвеолы была удалена с корнем, создав значительный дефект кости. Был поднят лоскут полной толщины и установлен имплантат. Корень был подготовлен и зафиксирован винтом для остеосинтеза, чтобы заменить утраченную стенку лунки в области удаленного зуба (фото 16).

Фото 16. Подготовка корня и фиксация винтом для остеосинтеза для восстановления утраченной стенки лунки.

Пространство между корнем и имплантатом было заполнено биоматериалом на основе гидроксиапатита (фото 17). Данная манипуляция по реконструкции объема костной ткани в области удаления зуба была дополнена использованием трансплантата соединительной ткани. Ткани лоскута были растянуты и ушиты при помощи рассасывающейся плетеной нити №5/0 (фото 18). Был получен оттиск, и в течение дня в лаборатории был изготовлен временный протез с опорой на имплантаты, который был установлен в тот же вечер. Швы были сняты на десятый день. Временный протез был удален через два месяца, чтобы проверить, что имплантат успешно интегрирован в кость. Винт для остеосинтеза был виден под десной и был удален через шесть месяцев (фото 19 - 20). В то же время была проведена оценка срезов КЛКТ исследования. Корневой трансплантат полностью анкилозировался с костью, а ткань альвеолярного гребня регенерировала. Постоянный протез был установлен нашим коллегой (фото 21).

Фото 17. Пространство между корнем и имплантатом было заполнено биоматериалом на основе гидроксиапатита.

Фото 18. Для наложения швов использовалась рассасывающаяся плетеная нить №5/0.

Фото 19. Винт для остеосинтеза был виден под тканями десны и, поэтому, он был удален через шесть месяцев.

Фото 20. Винт для остеосинтеза виднелся из-под тканей десны, поэтому он был удален спустя шесть месяцев.

Фото 21. Примерка окончательной конструкции протеза.

Обсуждение

Использование корневых трансплантатов, как техники для восстановления утраченной кости, обладает многими из тех же характеристик, что и аутогенная кость, плюс некоторыми преимуществами, имеющимися у биоматериалов. Более того, они представляют собой аутогенные материалы, состоящие из минеральной фракции, органической фракции (собственных белков пациента) и воды в пропорциях, сопоставимых с теми, которые содержатся в альвеолярной кости. Таким образом, они идентифицируются организмом как часть тела пациента и не вызывают воспалительной реакции, как это происходит при попадании инородных тел. Они хорошо совместимы с мягкими тканями, которые их покрывают, если при закрытии раны не остается острых или режущих краев. Данные трансплантаты обеспечивают удивительно качественное и быстрое заживление. Они могут быть использованы двумя различными способами, либо как отдельный блок, либо как биологическая мембрана в сочетании с биоматериалом. Первоначально наблюдается анкилоз корня на уровне альвеолярного гребня, затем его заменяет центробежная резорбция трансплантата. Корень рассасывается и заменяется костью, как и ожидалось в соответствии с принципом резорбции корня. Отличие заключается в том, что когда трансплантат фиксируется на расстоянии от гребня, мы также наблюдаем образование новой кости между дентином и трансплантатом. Материал обладает остеокондуктивными и остеоиндуктивными свойствами. Корни легко извлекаются. Не существует определенного протокола или срока хранения: во время операции, перед использованием, их можно совершенно безопасно оставить открытыми на воздухе, в условиях операционной без каких-либо последствий. На эти твердые блоки не влияет мышечное напряжение, и их легко подготовить с помощью бора или диска. Они позволяют восстановить горизонтальную форму и объем альвеолярного гребня . Корневые трансплантаты обладают определенной пластичностью, что означает, что их можно слегка согнуть, чтобы создать кривизну, не ломая их. Медленный процесс рассасывания материала придает ему большую стабильность при сохранении объема по истечении определенного периода времени, поэтому объем извлеченного трансплантата всегда растет. Основным недостатком является их доступность. Это вещество доступно только в ограниченных количествах, будь то из корней, извлеченных во время удаления или имплантации зубов, например при удалении зубов мудрости либо других поврежденных зубов.

В заключение, как было продемонстрировано на примере представленных трех клинических случаев продемонстрирован метод реконструкции костной ткани в зоне имплантации, который позволил нам последовательно и успешно сочетать установку имплантатов с восполнением объема утраченной костной ткани и даже устанавливать временные протезы в один и тот же день. Мы смогли достичь наших хирургических, механических и эстетических целей, минимизировав травматичность операции для наших пациентов, поскольку они подвергаются только одной операции. Учитывая характеристики и множество преимуществ, связанных с использованием корневых трансплантатов, данный метод в настоящее время является нашим методом выбора при наличии у пациента зубов с поврежденными корнями. В данной, первой статье мы решили представить только простые случаи, чтобы объяснить технику. Однако, теперь, применив ее для лечения нескольких десятков пациентов, мы смогли расширить рамки того, чего мы можем достичь с помощью использования данной техники. Это позволило нам лечить сложные случаи с точки зрения эстетики, которые ранее было невозможно вылечить хирургическим путем, простым и предсказуемым способом. Мы намерены подробнее остановиться на этой теме во следующих статьях.

Автор: Dr Renaud Girieud

Статьи от брендов

0 комментариев