Сравнительный анализ основных систем оплаты труда в стоматологии

15 марта 2017, 11:43 15.03.2017 0

Авторы:

Жуков Алексей Алексеевич

Руководитель проекта "Идеальная стоматология".



Рациональная система оплаты труда – один из ключевых факторов успеха бизнеса.

Процент с выручки - наиболее распространённая система оплаты в стоматологии.

Неоправданно забыты повременный и сдельный варианты оплаты по рублёвым расценкам.

Какая система всё-таки лучше?

В этой статье мы сделаем краткий сравнительный анализ, чтобы стоматологи смогли выбрать наиболее оптимальный вариант.

Сравнительный анализ основных систем оплаты труда в стоматологии

Стоматологи на распутье...

Как нет общего, идеального, способа протезирования зубов (все зависит от конкретной клинической ситуации), так нет и общей идеальной системы оплаты труда (всё зависит от конкретной ситуации в клинике). На разных стадиях развития одной и той же клиники оптимальными могут быть разные системы оплаты труда.

На одном этапе лучше использовать повременный вариант оплаты, на другом – сдельный, но по инерции руководители стоматологий чаще всего используют «процент с выручки».

Система процентного начисления с выручки: преимущества и недостатки

У системы процентного начисления с выручки есть три преимущества:

  1. простота понимания и использования;
  2. привычность для врачей;
  3. низкий предпринимательский риск на этапе становления бизнеса (хотя это преимущество характерно и для сдельной оплаты по рублёвым расценкам).

В остальном, эта система оплаты – «тормоз», «оковы» для развития бизнеса. Но почему?

Приведем конкретные примеры и покажем неэффективность системы процентного начисления с выручки.

Первая ситуация: теряете прибыль

Обычная практика начала оптимизации стоматологического бизнеса в рамках проекта «Идеальная стоматология» – это отказ от устаревших прейскурантов (технологического 1.0 и нозологического 2.0) и разработка Прейскуранта 3.0 – «продающего каталога» на основе Универсального УТП «Особая гарантия». Превращение прейскуранта в «продающий каталог» даёт существенный рост доходов без затрат на рекламу и тренинги по продажам для врачей и администраторов.

Если оставить оплату труда врачей в виде процентов от дохода, то их заработки резко возрастают. Вроде бы это неплохо, но зарплата возрастает НЕОБОСНОВАННО. Почему? Всё очень просто: рост доходов врачей связан не с дополнительными трудозатратами или ростом квалификации врачей. Результат достигается за счёт правильной «упаковки» услуги – теперь пациенты видят не только цену, но и ценность услуги.

Проблема ещё и в том, что НЕОБОСНОВАННЫЙ рост затрат на оплату труда не позволяет профинансировать другие необходимые действия, которые позволяют превратить клинику в идеальную бизнес-единицу.

Если бы в клинике использовалась сдельная оплата труда по фиксированным рублёвым расценкам или повременная, то проблема необоснованного роста заработных плат при одновременном дефиците средств на развитие клиник просто не возникнет.

Вторая ситуация: необоснованный рост цен или потеря прибыли

Руководителю необходимо поднять цены на услуги клиники, так как резко выросла арендная плата или подорожали материалы.

Если ничего не менять в системе оплаты труда, то сразу необоснованно вырастет заработная плата врачей, а клиника может оказаться с нулевой прибылью или в убытках.

Увеличить стоимость услуг, чтобы сохранить плановый уровень рентабельности? Можно потерять клиентов из-за превышения уровня цен над возможностями пациентов.

Уменьшить процент начисления на заработную плату? Это целая революция, из-за которой резко возрастает напряжённость между врачами и собственниками клиники.

Обратите внимание, таких проблем не возникает при использовании повременной оплаты труда или сдельной по фиксированным рублёвым расценкам.

Два слова о повременной системе оплаты труда.

Как у любой другой системы, у неё есть плюсы и минусы. Один из существенных минусов в том, что работодатель вынужден платить фиксированную заработную плату независимо от того, есть доходы или нет. Но в этом есть и большой плюс. Если руководитель внедрил Прейскурант 3.0 - «продающий каталог» и создал условия для постоянной загрузки клиники, что обеспечило стабильно высокие доходы, то он не теряет прибыль из-за необоснованного роста затрат на оплату труда (что характерно для системы процентного начисления с выручки).

Когда же использовать повременную, а когда лучше сдельную оплату труда?

Точка безубыточности (ТБУ) – ключевой ориентир при выборе сдельной или повременной системы оплата труда

При доходах ниже ТБУ рациональна сдельная оплата труда, так как в этом случае руководитель минимизирует риски за счёт снижения постоянных расходов, в том числе и расходы на оплату труда. Есть доходы – есть расходы, нет доходов – нет расходов.

Но как только бизнес прошёл этап становления, доходы стали выше точки безубыточности (ТБУ), нужно менять стратегию и стремиться к переводу переменных затрат в постоянные. По отношению к оплате труда это означает отказ от сдельной системы оплаты труда и переход на повременную.

Какая система оплаты труда подходит именно вашей клинике? Выбор за Вами...

В чистом виде ни одна система оплаты труда не эффективна. Несомненно, должна быть постоянная фиксированная составляющая, обеспечивающая работнику ощущение стабильности, но нужна и переменная, мотивирующая достигать определённых результатов, необходимых руководителю. Важно не забывать, что переменная может зависеть как от количественных, так и от качественных показателей работы специалиста.

В заключении хотелось бы дать несколько советов, которые, возможно, будут полезны при разработке рациональной системы оплаты труда в вашей клинике:

  1. Не меняйте систему оплаты труда в отрыве от других изменений в клинике.
  2. Определяя ведущую систему оплаты труда, помните о точке безубыточности.
  3. Используйте премиальную составляющую.
  4. Для расчёта премии используйте не только количественные, но и о качественные показатели.
  5. Используйте систему оплаты, адекватную ситуации в клинике.
  6. Используйте систему оплаты, адекватную особенностям кадрового состава.
  7. Привлекайте к разработке системы оплаты труда квалифицированных консультантов. Это актуально не только для малых и средних стоматологий, у которых нет в штате специалиста по персоналу и оплате труда. Иногда очень важен «взгляд со стороны».

0 комментариев